Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1883. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1883


Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1883. В раме. Размер снимка: 26,9 х 20,9 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке была построена в 1696-1699 гг. гостем И.М.Сверчковым, нижний храм во имя Петра митрополита с приделом Рождества Иоанна Предтечи освящен в 1697 г. Церковь представляла собой замечательный образец московского барокко, в композиции 12-главого храма заметно влияние украинского зодчества. Она считалась «восьмым чудом света» и была, без преувеличения, символом Москвы. Даже Наполеон в 1812 году был потрясен красотой этой церкви, это был любимый московский храм Ф.М.Достоевского, встреча с ним буквально ошеломила Д.С.Лихачева. После 1917 г. Успенская церковь действовала вплоть до 1935 года, нарком А.Луначарский был в числе ее больших ценителей.

Храм располагался в дворцовой слободе котельников, которая находилась на Покровке в районе современного Потаповского переулка. Мастера Покровской котельной слободы делали кухонные котлы, горшки, чугунки и прочую металлическую посуду. Они то и построили приходскую Успенскую церковь: деревянная церковь известна с 1511 года. В 1656 году был возведен каменный храм. Позже наряду с ремесленниками здесь стали селиться зажиточные купцы. Одним из таких прихожан оказался гость Иван Сверчков, имевший по соседству собственные палаты. Именно он финансировал строительство нового, ни с чем несравнимого по красоте храма.

Храм, как видно на фотографии, стоял на высоком подклете, окруженный открытой галереей. Среди прихожан Успенской церкви значились представители многих богатейших купеческих фамилий старой Москвы. На заднем плане виднеется колокольня церкви Троицы Живоначальной, что на Грязех (сохранилась до наших дней, возведена в 1861 г.).

В 1919 г. в церкви был устроен новый придел, однако весь ансамбль просуществовал после этого совсем недолго. В ноябре 1935 года Моссовет постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке». Сохранившиеся после его разрушения наличники окон находятся в настоящее время в Донском монастыре (избежал уничтожения и иконостас церкви).

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.