Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета: По дневникам, веденным в 1899-1902 гг. Пг, 1919. В современном библиофильском полукожаном переплете с золотым тиснением между бинтами на корешке. Золотой обрез. Очень хорошая сохранность.

Автор: Цыбиков Г.Ц.
Год издания: 1919


Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета: По дневникам, веденным в 1899-1902 гг. Пг, 15-ая Государственная типография, 1919. X, 472 с., с илл. 27,6 x 20,3 см. В современном библиофильском полукожаном переплете с золотым тиснением между бинтами на корешке. Золотой обрез. Блок с двух сторон не обрезан. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 71-1036.


В этой знаменитой книге рассказывается о путешествии известного исследователя Гомбожаба Цыбикова (1873-1930) в Тибет. Труд Г.Цыбикова является весьма ценным источником о тибетцах, их обычаях, культуре. Автор был непосредственным свидетелем жизни тибетских монахов и паломников, его заслугой стало полное описание тибетских святынь. Книга Г.Цыбикова появилась благодаря тому, что по заданию Русского географического общества, под видом паломника, спрятав в молитвенном барабане фотоаппарат, он сумел проникнуть в закрытый для посторонних регион. За два года, проведенные в Лхасе, Цыбиков посетил многие монастырские центры, изучал тибетскую медицину. Ни один исследователь Тибета не мог бы соперничать с Цыбиковым по объему собранного материала. С публикации фотографий Цыбикова, которые впервые показали миру Тибет, началась широкая популярность журнала «National Geographic».

Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (Цэвэгийн Гомбожав; 1873-1930) – этнограф, востоковед, профессор ряда университетов. Происходил из забайкальских бурят. Поступил на льготных условиях за способности на медицинский факультет Томского университета. Вскоре он решил углубленно заниматься востоковедением. Г.Цыбиков уехал в Ургу, где изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки. В 1895 г. Цыбиков поступает на Восточный факультет Петербургского университета. Путешествие в Тибет началось вскоре после окончания университета, в 1899 г., и закончилось в 1902 г. Г.Ц.Цыбиков был приглашен на кафедру монгольской словесности Восточного института во Владивостоке и возглавлял ее с 1906 до 1917 г. Среди наиболее важных его трудов – единственное в своем роде на русском языке «Пособие для изучения тибетского языка» и перевод трактата «Степени пути к блаженству».

В своей книге Цыбиков описывает посещение крупнейших городов и религиозных центров Тибета: Гумбума, Лабрана в Амдо, Лхасы, Галдана, Брайбуна и Сэра, резиденции панчен-ламы – монастыря Даший-Лхунбо, древнейшей столицы Тибета Цзэтана и монастыря Самьяй. В мае 1903 г. Цыбиков выступил на заседании Географического общества с докладом «О Центральном Тибете». Его доклад получил высшую награда – премию имени Пржевальского «За блестящие результаты путешествия в Лхасу». В книге представлены сведения о социально-экономической и политической жизни Тибета, истории и географии. Описания Цыбикова весьма красочны, особенно пышной ламайской обрядности.

Одевшись ламой-паломником, Цыбиков выступил из Урги с торговым караваном алашанских монголов; через два месяца он достиг знаменитого тибетско-монгольского монастыря Гумбум, где он и другие паломники ожидали три месяца сбора большого каравана паломников в Лхасу. Это время Цыбиков потратил на изучение жизни монастыря Гумбум и соседнего - Лабрана. В Лхасе Цыбиков провел больше года, с выездами в окрестности и в провинцию Цзан. Из Лхасы он выехал в сентябре 1901 г. и с караванами добрался обратно до Кяхты. Путь Цыбикова отмечен точными маршрутными данными в его дневниках. Положение «паломника» дало Цыбикову возможность не только проникнуть в Тибет, изучить организацию центра ламаизма, но и наблюдать жизнь страны в самой ее гуще. Но в то же время, по его словам, нечего было и думать о собирании каких-нибудь естественнонаучных коллекций, съемке местностей. При себе он имел только маленькую записную книжку. Ему удалось снять планы и чертежи зданий, скопировать надписи на древних памятниках, сделать фотоснимки в Лхасе и в окрестностях – многое из этого опубликовано в настоящей книге. В дневниках отражены многие перипетии путешествий с караванами – нападали кочевники, путь пролегал через безводные и лишенные растительности местности, приходилось страдать от горной болезни. Цыбиков отмечал все, что могло бы помочь путешествиям в Тибет: маршруты, качество пастбищ для корма скота и т. д. Он собрал и обнародовал сведения о занятиях населения в скотоводческих и земледельческих районах, одежде и пище, семейном быте, фольклоре. Цыбиков рассказывает об интригах различных держав, претендовавших на влияние в Тибете, регентах и соправителях далай-ламы.