Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Доливо-Добровольский Б.И. Тихоокеанская проблема. С вступительной статьей М.Павловича «Борьба за Тихий океан». М., 1924. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Доливо-Добровольский Б.И., Павлович М.П. (М.И.Вельтман)
Год издания: 1924


Доливо-Добровольский Б.И. Тихоокеанская проблема. С вступительной статьей М.Павловича «Борьба за Тихий океан». С приложением одной карты. М.: Высший военный редакционный совет, 1924. 245 с., 1 карта. 20,9 х 13,8 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.


На протяжении почти всего XIX века Тихий океан был далекой окраиной и интересовал только туземцев, ученых-географов и случайных авантюристов. В мировых конторах банков, фабрик, транспортных компаний тихоокеанские отделения считались малозначительными и второстепенными. Лишь Англия, носившая титул владычицы морей, в водах Тихого океана время от времени боролась с миражами возможного соперничества со стороны России и Франции. Эта ситуация сохранялась до 1894 г., когда японцы захватили корейскую столицу и объявили войну Китаю. Сражения при Ялу, Порт-Артуре и Вей-ха-вее привлекли к себе всеобщее внимание и заставили задуматься.

Политическая и военная обстановка на Тихом океане в конце XIX – начале XX в.в. представлена Б.И.Добровольским со стороны многих заинтересованных сторон. Главным источником изменений здесь названы экономические интересы Соединенных Штатов. Убедительные цифры, подкрепляющие рассказ автора, свидетельствуют, что уже в 1900 г. Америка доросла до положения такого промышленника, который хочет и должен для дальнейшего развития вывозить свои товары за границу. Необходимый внешний рынок нашелся в Китае, но американскому правительству пришлось приступить к операции неслыханного масштаба, изменив не только экономику и стратегию, но и саму географию региона, соединив Атлантическое побережье с Тихим океаном при помощи строительства Панамского канала. Успех этой операции заметен и сегодня, так как ширина канала стал золотым стандартом для судостроителей всего мира (панамакс - маскимальные габариты контейнеров, которые могут пройти через Панамский канал), а очередь прохождения по каналу продается на аукционе.

Анализ стратегической обстановки на Тихом океане позволил Б.И.Добровольскому «со всеисчерпывающей доказательностью выявить возможность войны между Штатами и Японией». Он отмечает, что хоть в 1920-е г.г. эта война невозможна, но экономические интересы их должны столкнуться в остром и непримиримом противоречии. Ему вторит и востоковед Михаил Лазаревич Вельтман (1871-1927), опубликовавший в издании статью «Борьба за Тихий океан» под псевдонимом М.И.Павлович. Таким образом, авторы предсказали столкновение между Америкой и Японией, завершившее Вторую мировую войну. Кроме того, Б.И.Добровольский снабдил книгу историко-географическим очерком и 9 самостоятельными главами, в которых по отдельности представил значение Тихого океана для Австралии, Новой Зеландии, Французских колоний, Китая, стран Океании, Южной и Северной Америки.

Борис Иосифович Доливо-Добровольский (1873-1938) родился в одесской дворянской семье. Всю свою жизнь он посвятил флоту. Был женат на Ксении Львовне Брусиловой (1882-1965), дочери Льва Алексеевича Брусилова, инициатора создания и первого начальника Морского Генерального штаба, племяннице знаменитого кавалериста Алексея Алексеевича Брусилова. В 1890 г. он поступил на морскую службу и в том же году участвовал в кругосветном путешествии наследника императорского престола великого князя Николая Александровича. В 1904 г. Б.И.Добровольский служил в Тихом океане старшим флаг-офицером при командующем отряда крейсеров, с 1909 г. - на легендарном броненосце «Пантелеймон» (бывший «Князь Потемкин-Таврический»), с 1911 - на броненосце «Слава». В 1914 г. он уже был прикомандирован к Морскому Генеральному штабу и в качестве начальника отдела иностранной статистики занимался вопросами военной морской разведки и контрразведки, за заслуги произведен в капитаны 1 ранга. После 1917 г. участвовал в мирных переговорах в Брест-Литовске, преподавал на курсах разведки, был профессором морской стратегии в Военно-морской академии, написал несколько популярных пособий и учебников, среди которых наибольшую известность приобрела книга «Боевой флот». Впервые был арестован в 1931 г., приговорен к 5 годам заключения. После возвращения из ссылки арестован повторно и приговорен к расстрелу.