Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ержемский А. Самоучитель фотографии на броможелатинной эмульсии и бромо-хлоросеребряных бумагах. Спб., 1904. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Ержемский А.
Год издания: 1904


Ержемский А. Самоучитель фотографии на броможелатинной эмульсии и бромо-хлоросеребряных бумагах. Третье, дополненное издание с 402 рисунками. Спб., [типография Министерства Путей Сообщения], 1904. [8], 420, VIII с. с илл. 23,8 х 15,8 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.


Александр Константинович Ержемский (1845-1905) - известный ученый и популяризатор фотографии, ставил перед собой задачу создать книгу, помогающую легко и интересно научиться базовым знаниям и приемам фотографии, сделать первые шаги начинающего фотолюбителя более сознательными и приносящими удовлетворение. В начале ХХ в. фототехника совершала прорыв за прорывом, появлялись новые более совершенные и компактные устройства для съемки, целлулоидная пленка, которая была родственницей пороха и вспыхивала при первой же возможности. Автор знакомит читателей с техническим развитием фотографии, с важнейшими изобретениями и техническими новинками. Раскрывается сущность позитивного и негативного процессов в фотографии, являющихся первоосновой для многих других фотопроцессов, которые любой, прочитавший книгу, может освоить самостоятельно. Представлены все стадии фотосъемки от подготовки аппаратуры до проявления и печати фотографий.

В качестве введения рассмотрена природа и история светописи, свойства веществ и соединений, способных менять свой цвет при воздействии солнечных лучей, воспроизводя внешний вид проецируемых на них изображений. История фотографии на начальном этапе шла по пути от светочувствительного раствора, который наносился на пластину непосредственно перед съемкой, к созданию эмульсии, которая состояла из долго сохраняющихся светочувствительных соединений серебра. Представлены основы оптики и устройство фотоаппарата, конструкции объективов. Ручной процесс фотосъемки имел то преимущество, что фотограф сам мог контролировать все этапы фотографии от создания светочувствительных растворов до регуляции выдержки, экспозиции и пр. Верхом профессионализма для фотографа было разработать собственную конструкцию объектива, подобрать линзы в таком количестве и таким образом, чтобы они предоставляли наиболее широкие практические возможности съемки. Фотографы сами их шлифовали и придавали им нужную форму. Но техника движется вперед, и вот уже можно купить любой объектив для любых целей. Но как понять, какой нужен? Представлены различные типы камер и их наиболее совершенные или удобные модели: они создавались специально для определенного типа съемки: в павильоне, для репродукций, появились ручные и дорожные камеры. Если знаменитый фотограф М.П.Дмитриев вынужден был еще в конце XIX в. перевозить свой фотоаппарат для панорамных съемок на тачке или в легкой повозке, то в начале ХХ в. появляются компактные ручные камеры, быстро собирающиеся в небольшой чемоданчик. Показана специфика портретной и ландшафтной съемки, моментальной фотографии, передающей объект в движении.

В тех условиях каждый фотограф должен был стать исследователем и экспериментатором. Рассказывается о создании фотолаборатории с полным набором инструментов, приспособлений и реактивов. Прочитав самоучитель, каждый увлеченный волшебством светописи человек сам мог создать фотоэмульсию любой степени чувствительности, светочувствительную пластину и даже пленку на много кадров.

Автор знакомит читателей с новыми открытиями в области светочувствительности, например, с изобретением сенсибилизаторов, увеличивающих восприимчивость пленки к лучам определенного цвета и свойств.

Книга была чрезвычайно востребована в начале ХХ в. и выдержала с 1890 до 1916 г.г. пять изданий, содержание которых автор непрерывно пополнял новыми техническими сведениями.