Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Хлебников В., Маяковский В., Бурлюк Н. Требник троих: Сборник стихов и рисунков. М., 1913. Одно из первых прижизненных изданий поэтов-футуристов. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохр. Редкость. Экз. А.Г.Тихомирова.

Автор: Хлебников В., Маяковский В., Бурлюк Н.
Год издания: 1913


[Хлебников В., Маяковский В., Бурлюк Н.]. Требник троих: Сборник стихов и рисунков. М., издание Г.Л.Кузмина и С.Д.Долинскаго, 1913. 86, [2] с.; 15 л. илл. 21 х 17,3 см. Тираж 1100 экземпляров. Одно из первых прижизненных изданий поэтов-футуристов. Сборник иллюстрирован портретами и рисунками работы Владимира Маяковского, Владимира Татлина, Давида и Владимира Бурлюков и Надежды Бурлюк, выполненными в технике литографии. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость. На титульном листе владельческая надпись: «Из книг Алексея Гаврииловича Тихомирова. Москва. 1918. IV. 12-25.».

Библиография: Взорваль, № 86; Жевержеев, № 2437; Лесман, № 2262; Поляков, № 24; Розанов, № 5093; Тарасенков, с. 708; Турчинский, с. 566.


Алексей Гаврилович Тихомиров – деятель культуры Серебряного века, специалист по южным славянам, преподаватель болгарского языка; после Октябрьской революции работал в Наркомате иностранных дел советником по Балканам; был близок к кружкам поэтов-футуристов и входил в ближний круг Максимилиана Волошина, гостил в доме поэта в октябре 1926 г.; арестован в 1937 г., отбывал срок на Колыме.

Знаменитый сборник «Требник троих» - одно из первых стихотворных изданий «литературной компании» «Гилея», самой ранней и наиболее радикальной группировки кубофутуристов, стоявшей у истоков русского авангарда. Он продолжает установки и пафос манифеста этой же группировки, помещенного в их программном сборнике, вышедшем в декабре 1912 г. под названием «Пощечина общественному вкусу». «Требник троих», выпущенный спустя три с небольшим месяца, в конце марте 1913 г., следуя за манифестом, утверждает новые ценности, смыслы и формы в литературе, меняет ее ось и цель развития. Художественная и литературная революция для авторов сборника - в самом разгаре. Они - ее творцы, могильщики старых форм и фальшивых ценностей.

На пути к новому революция объявляет о своем возврате к корням, к забытым традициям. Она сакрализует то, что в суете Нового времени перестало быть сакральным, лишилось внутренней силы - слово и образ. Поэтому русские футуристы поворачиваются в изобразительности к традициям дораскольной иконописи, народного лубка и детского рисунка, в слове - к средневековым христианским и дохристианским родовым символам, к славянским корням и суффиксам, прочно забытым древнерусским словам, к Эросу, нарушая культурные табу. Но фрагменты традиции сплетаются по-новому, в небывалые слова и «невозможные» их последовательности. Футуристы используют непривычную фонетическую выразительность и ломают привычные внешние формы стиха, играют с расположением слов на листе.

В названии сборника заложены два таких символа: Троица и треба. Треба - вид богослужения, связанный с повседневной жизнью индивида и семьи, с их хозяйством, домом и личным пространством. Требник является сборником таких служб. В то же время, треба - это молитва и жертвоприношение. Жертвенная миссия поэта превоплощает его в Творца, который создает новые миры из звуков и слов, приводя их в иной порядок.

Через образ Троицы и троичность группа будетлян, объединившаяся вокруг В.Хлебникова и братьев Бурлюков, позиционирует себя как новое коллективное литературное творческое начало, претендующее на единство и единственность, утверждающее собственное «Эго». Они символически стирают всю прошлую историю поэзии и искусства, молятся и требуют, создают особый язык будущей поэзии, которая должна вновь стать заклинанием мира бесплотных сущностей, языком общения с «Богом» или «Человекобогом». Число участников сборника тоже символично - их семь человек, поэтов и художников. И даже в этом игра с числами и древними символами продолжается.

Название «Требник троих» придумал «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, так как в новой книге «Гилеи» предполагалось представить творчество трех наиболее известных поэтов объединения - самого Бурлюка, Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. Позже Д.Бурлюк настоял на сохранении названия, когда выяснилось, что авторский коллектив несколько расширится: к тройке избранных присоединился брат Давида - Николай. Давид Бурлюк нашел выход - он объединил инициалы своего имени и имени брата в одно целое: получился «Д.Н.Бурлюк».

В сборник вошли двадцать пять стихотворений В.Хлебникова, четырнадцать - В.Маяковского и тридцать одно - братьев Бурлюков: шестнадцать - Давида, пятнадцать - Николая. Именно в этом издании были впервые опубликованы стихи В.Хлебникова о времышах, стихотворение Д.Бурлюка «Блоха болот», ставшее позднее основой для произведения Д.Хармса с тем же названием, и моментально сделавшиеся знаменитыми строчки Владимира Маяковского:

«На чешуе жестянной рыбы
Прочел я зовы вещих губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб? ...»