Как мы строили метро. М., 1935. В издательском переплете. Очень хорошая сохранность.
Автор: Под ред. А.Косарева
Год издания: 1935
Как мы строили метро. Главный редактор А.Косарев. М.: История фабрик и заводов, 1935. XXXVI, [2], 720 c., с илл. в тексте и 16 илл. на отдельных листах. Книга из серии «История метро имени Л.М.Кагановича». В издательском переплете с золотым тиснением на передней крышке и корешке работы художника И.Рерберга. Очень хорошая сохранность.
Первая линия Московского метро открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Именно на этом направлении в городе была самая высокая нагрузка на наземный общественный транспорт. Настоящее издание вышло уже через пять недель после открытия. Это был второй сборник по истории советской подземки. Если первый - «Рассказы строителей метро», вышедший в том же году чуть ранее, был написан со слов рабочих-строителей, то эта книга включает в себя статьи и свидетельства инженеров, архитекторов, политических работников, ударников строительства. Московский метрополитен признавался лучшим среди аналогичных сооружений в мире. Куратором строительства был видный партийный деятель Л.М.Каганович, чье имя и получил метрополитен.
В книге описаны непростые условия строительства метро: подземные реки, плывуны, твердые породы, работы на большой глубине под сжатым воздухом (так называемые кессонные участки). При этом работы проходили в самые сжатые сроки и время, отведенное на них, жестко ограничивалось планом, неисполнение которого влекло серьезные последствия.
Строили метро как профессиональные шахтеры и тоннельщики с Урала и Донбасса, так и совершенно неопытные в горном и подземном строительстве, но высоко мотивированные партийной идеологией рабочие и комсомольская молодежь, которая училась на ходу, порой на собственных ошибках, получая травмы и увечья. Иногда возникали острые конфликты между «старыми» рабочими и новичками-партийцами. Эти конфликты представлены в книге в духе классовой борьбы, но, очевидно, они отражали и реальные трудности при строительстве, связанные с человеческим фактором. В книге ярко отразилось соседство высокотехнологичных методов работы с традиционными киркой и лопатой. Строители постоянно сталкивались с непредвиденными ситуациями, которые решались не только знанием и опытом, но и смелостью и находчивостью рабочих.
В ходе строительства нередко на ходу менялся или корректировался план работ; так, вестибюль станции "Арбатской" был построен дважды, сначала в одном месте, потом его было решено перенести в другое. Так появлялась та часть подземного города, о которой большинство москвичей даже не догадывалась, строились лабиринты тоннелей.
В главах книги описаны инженерные решения строительства, архитектура и интерьеры станций, установка эскалаторов и других технических средств, обеспечивающих работу метро. Все без исключения станции являлись неповторимым произведением искусства со своим лицом и максимально удобной организацией входов, выходов и переходов. Каждой станции посвящена отдельная глава.
Книга стала ярким воплощением советской партийной пропаганды. Показано, как в ходе строительства метро советский народ совершил невозможное благодаря ведущей роли партии и ее мощному идеологическому воздействию, заменявшему материальные стимулы моральными. Особую роль в книге играют персоны И.О.Сталина и Л.М.Кагановича, самым активным образом участвовавшего в руководстве строительством, также появляется в шахтах метро и Н.С.Хрущев (с 1934 г. первый секретарь Московского горкома ВКП(б)).
Книга богато иллюстрирована. Она оформлялась целым коллективом художников. Некоторые из них были выпускниками ВХУТЕМАСа и учениками знаменитого гравера В.А.Фаворского. Иллюстрации представляют собой гравюры на дереве и репродукции с фотографий строительства метро, интерьеров уже отделанных станций, оборудования, портретов рабочих, инженеров и партийных вождей.