Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кальнев М.А. Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов (штундобаптистов, адвентистов, «евангельских христиан», молокан, духоборов и др.). Одесса, 1913. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Кальнев М.А.
Год издания: 1913


Кальнев М.А. Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов (штундобаптистов, адвентистов, «евангельских христиан», молокан, духоборов и др.). Одесса, в типографии Епархиальнаго Дома, 1913. VIII, 644 с. 23,4 x 15,8 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.


Настоящая книга принадлежит перу известного херсонского миссионера, магистра богословия и одного из крупнейших исследователей сектантства, Михаила Александровича Кальнева. М.А.Кальнев окончил Одесскую духовную семинарию в 1886 году, в 1890 г. – Киевскую духовную академию. Впоследствии служил епархиальным миссионером Ставропольской и Херсонской епархий, был членом Поместного Собора 1917-1918 г.г. по избранию патриарха. После 1920 года М.Кальнев находился в эмиграции в Болгарии.

М.А.Кальнев являлся автором многочисленных сочинений по миссионерским вопросам. Его противосектантские издания пользовались в свое время большой известностью. Миссионер много общался с сектантами, способствовал их обращению в православие, принимал непосредственное участие в облавах на тайные собрания. Так, в мае 1909 года Михаил Кальнев приложил большие усилия для того, чтобы власти разогнали Всероссийский съезд баптистов в Одессе.

Все содержание книги «Обличение лжеучения» говорит о М.А.Кальневе как о настоящем знатоке сектантских течений, существовавших на территории России с XVII-XVIII в.в. Михаил Кальнев был не понаслышке знаком с жизнью сектантов: неоднократно ему удавалось побывать на молениях и радениях, где он мог непосредственно собирать материал для своих книг. М.Кальнев детально изучил источники, содержащие сведения об их вероучении, что позволило ему стать специалистом по религиозным воззрениям сектантов разных толков и направлений. Среди источников одно из важнейших мест занимают сектантские песнопения.

1905 год стал важнейшим этапом в истории сектантства в России. В это время существенно изменилось положение приверженцев сект, прежде всего в правовой сфере. Принятые законы о веротерпимости означали для них жизнь без социальных, правовых ограничений. С тех пор они стали стремиться к более прочной организации своих общин, подчинению их строгой дисциплине, проведению более активной пропаганды среди православных. Активизировалась издательская деятельность сектантов, нацеленная, прежде всего, на привлечение новых членов в их общины. Главным средством привлечения сторонников сектанты избрали молитвенные песнопения, производившие сильное впечатление на непривычных слушателей. Все это во многом стало причиной появления книги М.А.Кальнева «Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов». Главной задачей своей книги он считал помощь в «защите Церкви Христовой от ее врагов».

В первой части книги содержатся 24 беседы, составленные на основе Св. Предания и текстов Священного Писания, а также учения отцов Церкви. В этих беседах М.Кальнев обращается к основным вероучительным заблуждениям сектантов. Для каждой из «бесед» им составлена полемическая часть, а также образцовый план ведения беседы с сектантом на конкретную тему. Рассматриваемые вопросы охватывают важнейшие положения православной догматики и вероучения: о молитве за умерших, о клятве именем Божиим, о святых постах, о Втором пришествии и Страшном суде, о природе души человеческой, об иконопочитании, об основных таинствах (крещении, миропомазании, причащении, покаянии), о почитании святых мощей и об истинном священстве. Каждая «беседа» построена в форме диалога между типичным сектантом и его православным оппонентом. М.Кальнев опровергает убеждение штундистов о том, что человек спасается лишь верой, что могло создать иллюзию легкости спасения, для которой не требуются христианские дела. Большая часть сектантов либо вообще не практиковала причащение, либо же воспринимала его в чисто символическом смысле. Кроме того, сектанты отклоняли необходимость внешних обрядов, которые с их точки зрения не нужны, поскольку достаточно духовного поклонения Богу.

Аналогичный круг вопросов рассматривается во второй части книги, однако теперь уже на примере множества молитвенных песнопений. Эти песнопения представляют собой крайне интересное и пестрое явление: в них смешалась традиционная склонность русских людей к песенному творчеству, отголоски языческих культов и фольклора, а также древних традиций русского церковного пения. В книге приводится история сектантских молитвенных песнопений, составленная на основании источников, полученных автором у самих сектантов, представлен критический разбор общего содержания сектантских молитвенных песнопений с обличением содержащихся в них ересей. Особо интересен освещаемый М.Кальневым языковой вопрос: тексты сектантских песен зачастую были непонятны «профанам», непосвященным, и даже иногда самим сектантам, которые произносили их как заклинания, не задумываясь над смыслом.

Хорошо разбираясь в источниках, М.Кальнев стремится поразить сектантов их же оружием. Анализируя их религиозные взгляды и рассматривая тексты, автор книги выявляет в них внутренние противоречия, показывает очевидную путаницу и богословскую неграмотность многих сектантов. Это делало книгу «Обличение лжеучения» хорошо продуманным пособием для аргументированной полемики с представителями тех или иных сект, которые зачастую пользовались невысоким уровнем религиозной грамотности потенциальных членов своих общин.