Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кельсиев В. Галичина и Молдавия. Спб., 1868. В современном полукожаном переплете. Хорошая сохранность.

Автор: Кельсиев В.
Год издания: 1868


Кельсиев В. Галичина и Молдавия: Путевыя письма. Спб., [печатня В.Головина], 1868. [2], VI, 351 с. 20,3 х 13 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Хорошая сохранность.


Василий Иванович Кельсиев (1835-1872) - писатель, революционер-народник, политический эмигрант. Слушал лекции восточных языков в Санкт-Петербургском университете и проявил выдающиеся способности к языкам (знал до 25 языков и наречий и на 14 мог говорить). В 1858 г. жил в Англии, где сотрудничал с Герценом и Огаревым. Проявил большой интерес к теме раскола Русской православной церкви, смотрел на него как на явление политическое и считал возможным использовать в интересах революции. В.И.Кельсиев поселился в Тульче, на Дунае, среди казаков-некрасовцев и скопцов. Живя среди староверов, он все больше понимал ошибочность прежних своих взглядов. Он приобрел доверие некрасовцев и был даже избран старшиной, но его революционная пропаганда не имела успеха. После пропагандистских неудач Кельсиев пережил кризис убеждений, переехал в Вену и занялся этнографией и мифологией славян.

В 1866-1867 г.г. он изучал славянские поселения в Галичине и Молдавии, эти районы были до того практически не исследованы с этнографической точки зрения. Поездки по славянским землям все более склоняли его к славянофильству. 20 мая 1867 г. В.И.Кельсиев сдался русским властям, покаялся в прежних заблуждениях, был прощен и даже получил возможность поступления на государственную службу. Осенью 1867 г. в Географическом обществе он сделал доклад о скопцах. В следующем году были изданы «Пережитое и передуманное», и «Галичина и Молдавия. Путевые письма».

Настоящая книга является первым русским изданием по истории и этнографии Галичины и одной из немногих публикаций, касающихся Молдавии. Книга имеет ценность живого документального свидетельства, удивляет своей искренностью и личностным взглядом. Автор был очевидцем всего описанного, он чрезвычайно любопытен к жизни во всех ее проявлениях. В.Кельсиев поставил ряд важных вопросов «о Польше, об южнорусском народе, о евреях, о церкви и о костеле», он постарался запечатлеть неповторимое своеобразие этого этнического пограничья, удаленного практически от всех основных центров цивилизации. Исследователь описывает Краков, Перемышль, Львов, Яссы, стремится осветить различные стороны повседневной жизни (экономические отношения, культуру – театр, образование, литературу, славянофильские тенденции, нравы).

Особый интерес представляют бытовые зарисовки, в которых представлена жизнь практически всех местных этносов и представителей разных социальных слоев и профессий. В ходе личного общения автор делает тонкие психологические наблюдения, показывает языковое своеобразие региона, где сохранилась весьма архаичная речь. Бытовые зарисовки наполнены юмором и самоиронией, они зачастую эмоциональны и полны искреннего чувства, что придает им особую прелесть. Автор рассматривает польское самосознание, исследует природу национализма, отношение государства к сепаратизму и стремится понять, насколько заслуживает сочувствия желание поляками независимости. В.И.Кельсиев дает собственные оценки межэтнических отношений в этом регионе.

Интерес представляют свидетельства о жизни еврейства, их быте, вере и обрядах, особенностях характера. Доля евреев в населении Галичины была весьма значительна, общее их число составляло около 300000. При личном негативном отношении к еврейству автор дает немало ценных сведений об их образе жизни, месте в экономике края. Эти зарисовки вызвали особенно много нареканий у читателей и критиков либерального направления, о чем сообщает сам автор. Строг писатель не только к евреям, но и ко всем прочим народам, в том числе и к русским, прямо говоря о негативных свойствах их национальных характеров.