Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Малевич К. От Сезанна до Супрематизма: Критический очерк. М., 1920. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Малевич К.
Год издания: 1920


Малевич К. От Сезанна до Супрематизма: Критический очерк. [М.]: Издание изобразительных искусств Наркомпросса, [1920]. 16 с. 17,5 х 11,5 см. Прижизненное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.


Краткая брошюра К.Малевича «От Сезанна до Супрематизма» - одна из первых философских работ автора. В ней Малевич развил идеи об эволюции живописной культуры в кубизме и сформулировал те выводы, которые подтолкнули кубизм к выявлению форм. Культивируя кубистическое отношение к природе - взгляд на окружающее не как на разрозненное скопление предметов, а на единую конструкцию, позволяет художнику усиливать визуальный эффект произведения. Все повторяющиеся формы, снижающие напряжение в картине, должны были быть изгнаны. Смешение различных цветов и фактур строилось таким образом, чтобы ярче выявлять каждую из них через контрасты.

В парадигме К.Малевича кубизм «раскрепостил живописные ветви», в воле художника живопись выросла до нового этапа. Как природа разлагает труп на элементы, так и кубизм распылил и использовал в качестве строительного материала старые методы постимпрессионизма. Отсчет нового изобразительного искусства, как и многие современники, К.Малевич вел от Сезанна – к кубизму и от Ван Гога – к динамическому футуризму.

Литературный стиль и идеи К.Малевича вызвали крайне неоднозначные отзывы у критики. Особенно усердствовал в своей рецензии искусствовед И.Корницкий, который утверждал, что истины Малевича давно никому не нужны – ни художнику, ни специалисту искусствоведу. После этой рецензии К.Малевич писал одному из своих корреспондентов в 1921 г.: «меня доняли со своей литературщиной, советуют учиться писать <…>, но я не выдержал и сказал, что дуракам не даю исправлять. <…> думаю теперь секретно все делать и никому ничего не говорить и не печатать, пусть, когда умру, разбираются, если чего найдут».

Казимир Северинович Малевич (1878-1935) – художник-авангардист, философ. Его ранние работы близки к импрессионизму и фовизму. Первая выставка Малевича, задокументированная по каталогам Московского товарищества художников, состоялась в 1907 г. На ней также были представлены картины В.Кандинского. Во время путешествия в Париж К.Малевич увлекся работами Пабло Пикассо, став членом группы «Алмазный нож», возглавил русское движение кубизма. Первые абстрактно-геометрические картины, написанные в им стиле супрематизма, относятся к 1913 г. Первая ретроспективная выставка К.Малевича «Путь от импрессионизма к супрематизму» открылась в 1919 г., тогда же происходит отсчет нового теоретического периода, связанного с написанием философских работ и первых опытов в архитектуре. В 1923 г. К.Малевич разрабатывал эскизы форм, основанные на принципах супрематизма, для Петроградского государственного фарфорового завода, чертежи-эскизы к «планитам» - новым архитектурным моделям. Самые известные его работы – «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг» и шесть графических чертежей планит с успехом экспонировались на выставке в Венеции, затем в Берлине, Киеве.

В 1930 г. К.Малевич переехал в Киев, где был арестован как германский шпион. Освобожден в декабре того же года, но во время его пребывания в тюрьме друзья художника, беспокоясь о его судьбе, сожгли почти все рукописи. В 1932 г. К.Малевич получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в русском музее. Скончался в 1935 г. По завещанию К.Малевича, после смерти художника его тело поместили в супрематистский гроб с раскинутыми руками.