Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мангуп. [Крым]. [Худ. А. де Палдо, грав. А.Я.Колпашников (?)]. [Спб., 1805]. Гравюра на меди в паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Палдо, А. де, Колпашников А.Я.
Год издания: 1805


Мангуп. [Крым]. [Худ. А. де Палдо, грав. А.Я.Колпашников (?)]. [Спб., 1805]. Гравюра на меди (офорт, резец) в паспарту. Размеры оттиска: 22 х 38,5 см. Размеры в паспарту: 37 х 53,2 см. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Обольянинов Н., 2624. Березин Н.И. ,603 (с указанием: «Довольно редка»).


Гравюра является листом 9-м из альбома ко второй части издания П.И.Сумарокова «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду» (Ч. 1-2. Спб., печатано в Императорской типографии, 1803–1805; ч. 1 – [14], 225 с.; 21 л. илл.; ч. 2 – [10], 244, [15] с.; 35 л. илл., карт.). Это было одно из первых изданий, посвященных описанию географии, истории, природы и достопримечательностей Крыма, перспективам его экономического освоения, написанное русским исследователем-путешественником вскоре после присоединения Крыма к России. Рисунки для издания с натуры выполнили французский художник Александр де Палдо и художник Г.Тяннилов. Эти изображения отразили исторические и природные реалии конца XVIII – начала XIX в.в. и стали одними из самых ранних воспроизведений этих мест. Гравировали рисунки ряд русских мастеров гравюры: А.Я.Колпашников, В.Иванов, А.Рудаков, Я.Евсеев, Г.Прядышев, Н.Саблин. Н.Обольянинов указывает имена художников и граверов для каждой иллюстрации к первой части книги, но ко второй части таких сведений не сохранилось.

Мангуп – большое плато в нескольких десятках километров от Бахчисарая, где с древности находилась крепость и поселение. Плато было удобно своей изолированностью, естественными препятствиями, полезными в обороне, значительным числом источников чистой пресной воды. Еще в III в. н.э. здесь поселяются скифо-сарматы, затем их сменяют готы и аланы, их могильники с захоронениями специфической формы сохранились у одного из подножий плато. Крепость играла большую хозяйственную и оборонительную роль в эпоху хазарского каганата, а позднее стала центром греческого феодального государства Феодоро. Долгое время оборонительная система оставалась неприступной благодаря большой высоте плато, трудностям подъема, многоуровневой линии фортификаций. Мангуп доминировал над всем окружающим пространством, позволяя его хорошо контролировать. С XIV в. в городе начали селиться евреи-караимы. В 1475 г. крепость была захвачена османскими войсками и стала постепенно турецко-татарским городом, где находился большой караимский квартал, основным занятием населения которого была выделка кож. В этом квартале сохранились развалины, которые археологи предположительно считают синагогой и миквой для омовений. У крепостных стен ниже, на склоне плато под кварталом, до сих пор существует караимское кладбище, надписи на надгробиях которого являются ценным источником по истории Крыма. До сих пор развалины крепости и княжеского дворца, пещеры и гроты вдоль значительной части плато являются одним из живописнейших исторических памятников и туристических мест Крыма. На территории плато сохранились также остатки греческих базилик, мусульманских мечетей и других каменных сооружений.

Павел Иванович Сумароков (1767-1846) - писатель, сенатор и член Российской Академии наук. В конце XVIII – начале XIX в.в. он совершил два путешествия по Крыму. Первое было беглым и ознакомительным, в его ходе П.И.Сумароков стремился увидеть как можно больше мест, в целом познакомиться с историей края, его климатом и природой. Второе произошло в 1802–1803 г.г., когда П.И.Сумароков занимал должность судьи в Крыму, было более глубоким, обстоятельным и подготовленным. Книга «Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду» содержит значительный полезный материал об истории и быте Крыма и тем выгодно отличается от путевых заметок многих других русских авторов начала XIX в. Она выходила двумя отдельными частями и была украшена 56 листами видов и карт Крыма.

Алексей Яковлевич Колпашников (1744-1814) - талантливый русский гравер. С 1759 г. учился в гравировальном классе Академии наук, затем переведен в Академию художеств, один из лучших учеников знаменитого Г.Ф.Шмидта, обучавшего в России академическую молодежь искусству немецкой гравюры. С 1766 г. служил при Академии художеств, получал там жалование по 60 р. в год. В 1779 г. пожалован пожизненным дворянством. Некоторое время содержал собственную типографию. Лучшая пора его деятельности - с 1767 г. по 1783 г.г. В это время им исполнены портреты кн. А.М.Голицына и гр. Р.И.Воронцова, кн. А.Б.Куракина, М.В.Ломоносова, представителей правящей династии: царевича Петра I, Алексея Петровича, императрицы Екатерины II и несколько досок к описанию ее коронации.