Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 год. В двух томах. М., 1936. В двух издательских папках и в современных художественных футлярах. Очень хорошая сохранность.

Автор: Дедюхин В.А., Жолтовский И.В., Фомин И.А., Щусев А.В. и др.
Год издания: 1936


Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 год. В двух томах. М., изд. Отдела проектирования Мосгорисполкома и Моссовета Р.К. и К.Д., 1936. 29,1 х 20,6 см. Тираж: 3500 экземпляров. В редколлегии издания состояли К.С.Алабян, И.А.Голосов, В.А.Дедюхин, И.В.Жолтовский, В.Д.Кокорин, Н.Я.Колли, М.В.Крюков, И.А.Фомин, Д.Ф.Фридман, А.В.Щусев. Издание отпечатано на высококачественной мелованной бумаге, многоцветные репродукции выполнены в технике цинкографии. В двух издательских папках и в современных художественных футлярах. Очень хорошая сохранность.

Том I. Мастерские №№ 1-3. [2], 24 с., с илл.; 80 с., с илл. в тексте и 3 илл. на отдельных листах; 82 с., с илл. в тексте и 3 илл. на отдельных листах; 88 с., с илл. в тексте и 1 отдельной илл.
Том II. Мастерские №№ 4-7, 10-12. 56 с.; 68 с., с илл. в тексте и 1 отдельной илл.; 48 с., с илл.; 48 с., с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах; 38, [2] с.; с илл. в тексте и 1 отдельной илл.; 80 с., с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах; 48 с., с илл.; 24 с., с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах.


В издании представлены наиболее актуальные в середине 1930-х г.г. архитектурные проекты, разработанные в духе конструктивизма и в стиле, получившем позднее название «Сталинского ампира». Они создали образ Москвы эпохи Индустриализации. Многие из них вошли в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 г. Разработчики проектов ставили своей целью сотворить новое лицо города. По их мнению, архитектор должен был стать не просто создателем экономичных, комфортных и красивых домов, но превратиться в «организатора культурной, многогранной и радостной жизни нового человека».

Архитектурные мастерские Моссовета были созданы в 1933 г. В них создавались проекты и производилась их планировка. Их работу курировал первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Л.М.Каганович, возглавлявший Архитектурно-планировочную комиссию при Моссовете. Именно здесь родилась архитектура Московского Метрополитена, планы застройки Садового кольца и многих центральных улиц и проспектов.

Некоторые мастерские начали работать уже в 1933 г. В издании были помещены проекты, созданные преимущественно в 1934 г., но в ряде случаев - в 1933 и 1935 г.г. Представлены планы зданий, виды разрезов, фасадов, перспектив, деталей и проектов внутренней отделки зданий. Всего в сборник вошло 10 выпусков. Каждый выпуск отразил работы одной мастерской. Мастерские группируются по степени своей значимости. Эти творческие коллективы возглавляли выдающиеся архитекторы: 1. академик И.В.Жолтковский; 2. академик А.В.Щусев; 3. академик И.А.Фомин; 4. проф. И.А.Голосов; 5. проф. Д.Ф.Фридман; 6. проф. Н.Я.Колли; 7. К.С.Мельников; 10. проф. В.Д.Кокорин; 11. М.В.Крюков; 12. художник Н.Г.Боров. В 1935 г. мастерская Н.Г.Борова была ликвидирована, поскольку, как указывает редактор, «не ответила на поставленные перед ней задачи». В этих мастерских работали многие талантливые архитекторы-конструктивисты: Г.П.Гольц, С.Н.Кожин, М.П.Парусников, И.Н.Соболев и др.

В каждом выпуске руководитель мастерской формулировал свое творческое кредо и задачи, поставленные перед сотрудниками. Далее представлены подготовленные проекты с краткими описаниями. Далеко не все из них были реализованы или при реализации претерпели серьезные изменения, но именно в них формировался тот вид Москвы, крупных городов СССР и столиц республик, который в дальнейшем последовательно воплощался в действительность.

Среди реализованных проектов жилой дом И.В.Жолтовского на Моховой и некоторые проекты в Парке им. М.Горького его учеников; проект комплексной застройки Ростовской и Смоленской набережных акад. А.В.Щусева, проект станции метро «Комсомольская» и наземного вестибюля станции «Театральная» Д.Н.Чечулина, наземного вестибюля и станции «Арбатская» Л.С.Теплицкого; проекты станций «Красные Ворота» академика И.А.Фомина, «Парк культуры» и наземного вестибюля Г.Т.Крутикова и В.С.Попова и второго наземного вестибюля той же станции Н.Я.Колли и С.Г.Андреевского; проекты станции «Кропоткинская» А.Н.Душкина и Я.Г.Лихтенберга, наземного вестибюля станции «Чистые пруды» Н.Я.Колли. Н.Г.Боров и его ученики разработали реализованный проект станции метро «Охотный ряд». В издании также представлены многие реализованные и не реализованные проекты дворцов, театров, больниц, институтов, домов отдыха и жилых зданий. Строительство Метрополитена по проектам, разработанным в архитектурно-проектировочных мастерских, стало первым шагом по реализации Генплана реконструкции столицы.

Несколько наиболее неординарных проектов представлено в выпуске «Мастерская № 7», которую возглавлял К.С.Мельников, например: проекты дома Наркомата тяжелой промышленности и жилого дома для рабочих и служащих издательства газеты «Известия». В этом выпуске соотношение предложений, построенных на принципах конструктивизма, и тех, что в целом являлись приемлемыми для советской власти, было примерно поровну. Многие работы мастерской Н.Г.Борова, создававшего проекты интерьеров, мебели, киосков, выполнены в традициях ар-деко и баухауса, а также под значительным влиянием Ле Корбюзье. Большинство этих их проектов не получили одобрения.

Редактор издания критикует конструктивизм, но многие архитекторы использовали элементы и приемы этого стиля в своих проектах. Кроме того, во вводной статье говорится: «... конструктивисты совершенно правильно поставили вопросы освоения новых конструкций, новых материалов, новых строительных методов и вопросы технологии сооружений». Архитекторы этого периода стремились создавать более насыщенную и более эмоционально-выразительную архитектуру в сравнении с той, которая возникала в 1920-е - начале 1931 г.г. Главным принципом нового зодчества было плановое строительство и создание больших архитектурных ансамблей в рамках улиц, площадей, набережных, кварталов, микрорайонов и округов.