Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Рерих. Статьи: Всев.Н.Иванова и Э.Голлербаха. Художественная редакция: А.М.Прандэ. Ч. 1 [единственная]. Рига, 1939. Роскошно иллюстрированное юбилейное издание. В издательском холщевом переплете и в современном цельнотканевом футляре. Отличная сохранность

Автор: Голлербах Э., Иванов В.Н.
Год издания: 1939


Рерих. Статьи: Всев.Н.Иванова и Э.Голлербаха. Художественная редакция: А.М.Прандэ. Ч. 1 [единственная]. Рига, 1939. 188, [4] с., с илл. 33 х 23,4 см. Роскошно иллюстрированное юбилейное издание, вышедшее к 65-летию художника, отпечатано на бумаге верже. В издательском холщевом переплете и в современном цельнотканевом футляре с золотым тиснением на корешке и передней крышке. Отличная сохранность.

Библиография: Книга Русского Зарубежья в собрании Российской государственной библиотеки 1918-1991: Библиографический указатель. Часть 2: Л-Т. М., 2001, № 4815.


Николай Константинович Рерих (1874-1947) - выдающийся живописец, философ, археолог, географ, писатель. М.Горький назвал его «величайшим интуитивистом века». Яркая жизнь Н.К.Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Н.К.Рерих окончил Академию художеств, с 1909 г. - действительный член Академии, а с 1910 г. - председатель художественного объединения «Мир искусства». Отличался потрясающей работоспособностью, создал около 7000 картин и 30 литературных произведений. Ему принадлежит авторство идеи и инициатива принятия Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха).

Среди духовных учителей художника были Л.Н.Толстой и св. Иоанн Кронштадтский. В творчестве и мировоззрении Н.К.Рериха отразилось общее стремление выдающихся представителей той эпохи к возврату к природе и поискам гармонии с ней.

Учась в академии, Н.К.Рерих посещал мастерскую А.И.Куинджи. Метод преподавания этого своеобразного мастера был уникален. Он старался развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Благодаря этой школе, свои картины Н.К.Рерих писал по памяти, заранее продумывая композицию и цветовую гамму будущего полотна. Подобным образом работали средневековые русские иконописцы, итальянские и голландские мастера, художники Востока. Неповторимый стиль Н.К.Рериха получил название синтетического реализма.

Одна из основных тем его творчества - ранняя история восточных славян, их культурные связи, взаимодействие язычества и христианства в обретении сакрального знания. Свою любовь к древнерусской культуре Н.К.Рерих приобрел, ведя раскопки древнеславянских поселений, создавая циклы картин, посвященных языческому и раннехристианскому периодам истории Руси. Художник рассматривал русскую культуру в общемировом контексте, разрабатывая идею единства культур России, Востока и Запада. Мировоззрение Н.К.Рериха, сложившееся под влиянием трудов индийских философов Рамакришны, Вивекананды, Р.Тагора и др., опирается на представление об энергии космического огня, творящей все сущее. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Они языком символов выражали его мировоззрение. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, то уже с середины 1905 г. многие его работы и очерки были посвящены Индии.

В 1925-1928 г.г. Н.К.Рерих с членами своей семьи совершил экспедицию в Центральную Азию с целью обнаружения следов мировых миграций древности и поисков единых источников славянской и индийской культур. Путь исследователей прошел через Индию, Китай, Тибет, Монголию, Алтай. Это был триумф русских исследований Центральной Азии. Экспедиция оказалась уникальна по своим научным и культурным результатам. В июле 1928 г. в Западных Гималаях Н.К.Рерих основал Институт Гималайских исследований.

Настоящее издание было подготовлено музеем Н.К.Рериха в Риге. Авторами текста стали знатоки творчества Н.К.Рериха В.Н.Иванов и Э.Голлербах. Книга стала одной из важнейших работ, посвященных жизни и работе художника. В ней представлены картины разных периодов творчества Н.К.Рериха, но преимущественно середины 1920-х - 1930-х г.г., не публиковавшиеся ранее и долгое время неизвестные у нас в стране. Многие из них находились в частных собраниях, а позднее разлетелись по миру, редко воспроизводились и малодоступны современному зрителю. Клише к иллюстрациям издатели собирали по многим музеям мира. Так, часть клише прибыла из Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха, клише к 16 иллюстрациям - из Пражского Музея русского искусства, и т.д. Репродукции издания считаются одними из лучших воспроизведений картин Н.К.Рериха.

Форма книги соответствует содержанию: издание задумывалось как библиофильское. Многочисленные иллюстрации и сюжетные заставки, вклеенные в текст, выполнены в цвете и в черно-белой гамме в различных техниках, что позволило наилучшим образом передать специфику художественного творчества Н.К.Рериха, неповторимую колористику его картин. Издание отпечатано на высококачественной плотной бумаге и является выдающимся произведением полиграфического искусства. Над оформлением книги работали художники Лудольф Либертс (1895-1959) и Альберт Пранде (1893-1957), бывший ученик Н.К.Рериха в школе Петербургского Императорского Общества поощрения художеств.

Издатели планировали выпустить книгу в двух частях, но в связи с началом Второй мировой войны и последующей сменой власти в Прибалтике вторая ее часть так и не вышла, а большая часть тиража первой части осталась непроданной. После войны книга была запрещена и множество экземпляров издания погибло. Так, часть тиража в 1949 г. как макулатуру отправили на переработку. Клише для иллюстраций были изъяты во время арестов последователей и единомышленников Н.К.Рериха, готовивших издание.