Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Рычин Ф.И. Историческое описание Московских Кремлевских соборов, церквей и монастырей и их святыни. М., 1882. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Рычин Ф.И.
Год издания: 1882


Рычин Ф.И. Историческое описание Московских Кремлевских соборов, церквей и монастырей и их святыни. С четырьмя картинками. Третье дополненное издание. М., типография А.Гатцука, 1882. [2], 265, II с.; 4 л. илл. 21,6 х 14 см. На с. 3 и II владельческий штамп: "Из книг М.Е.Попова". В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Федор Иванович Рычин (1800-?) - историк, происходил из крестьян из села Полазное, в Пермском крае. Книга о Кремлевских церковных постройках выдержала пять изданий, и после выхода настоящего, третьего издания сменила название на "Путеводитель по Московской святыне".

Центральное место в книге выделено истории и описанию Успенского собора. Повествование открывается постройкой первого каменного собора Москвы, возведенного в августе 1326 г. во время княжения Ивана Калиты, силами которого были сглажены тяготы татарского ига и положено начало процветанию Москвы. По причине ветхости и тесноты первый собор был разобран до основания при митрополите Филиппе Первом, простояв 146 лет, и на его месте заложен новый храм. При этом в основании обнаружились мощи московских митрополитов: Петра, Феогноста, Киприана, Фотия и Ионы. Через два года строительства работа русских мастеров Кривцова и Мышкина внезапно обрушилась ночью, и для начала нового строительства был приглашен итальянский потомственный архитектор Фиораванти. Фиораванти был не только архитектором, но и инженером, и учел в возведении нового собора недостаточную вязкость московской извести и неудовлетворительную твердость камня, и, найдя глину лучшего качества, дал указания для обжига кирпича, из которого был возведен первый московский храм. Работа была окончена в пять лет, в 1479 г., и поражала современников величественностью, высокими и светлыми пространствами.

Ф.И.Рычин подробно останавливается на последующей истории Успенского собора, рассказывая о том, как Москва пережила пожар 1547 г. Успенский собор, в отличие от деревянных построек, выстоял, огонь разрушил только кровлю и паперть, не затронув внутренне убранство. И все же ему не суждено было сохраниться. Сокровища церкви были расхищены во время польской оккупации Москвы. Автор описывает историю восстановления и реставрации собора после следующих пожаров, вплоть до большого разграбления французами в 1812 г. Издание содержит тщательное описание приделов Успенского собора, даны исторические очерки о святых митрополитах и чудотворцах, всероссийских патриархах, мощи которых находятся в церкви. Рассказывается о наиболее ценных из содержащихся на момент издания в ризнице собора сокровищах: пяти древних Евангелиях, напрестольных крестах, священных сосудах и утвари, описана библиотека собора.

Следующие главы посвящены истории Архангельского собора, в котором первым был захоронен Иван Калита. Архангельский собор, также, как и Успенский, был перестроен и несколько раз горел. Описан некрополь церкви, в котором хранятся мощи царевича Дмитрия, прах Дмитрия Донского и Ивана Грозного. Выделены особенности Архангельского собора, которыми не обладает ни одна другая русская церковь. Такое же описание сделано для Благовещенского собора, называвшегося в старину Церковью на площади.

Книга описывает многие памятники, располагавшиеся на Кремлевской территории, но не дошедшие до наших дней: Собор Спаса Преображения на Бору, снесенный в 1933 г.; церковь Благовещения на Житном дворе, уничтоженную в 1932 г.; также разрушенные в советский период церкви Константина и Елены, Чудов и Вознесенский девичий монастыри; разобранную Николаем I церковь Рождества Иона Предтечи, один из приделов которой был перенесен в Архангельский собор, а сам храм в Боровицкую башню, где просуществовал до революции (Ф.И.Рычин затрагивает историю церкви только до 1450 г., что скорее всего свидетельствует о том, что он писал свой труд по другим изданиям). Приводится описание Патриаршего собора, ризницы и библиотеки. Большое внимание уделено колокольне Ивана Великого. Издание не смогло обойтись и без рассказа о памятниках, находящихся вне стен Кремля: Казанском и Покровском соборе (Василия Блаженного), Спасских и Никольских воротах, Лобном месте и Иверской часовне.

Экземпляр из библиотеки петербургского священника М.Е.Попова.