Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Тихомиров Л. К реформе обновленной России. (Статьи 1909, 1910, 1911 гг.). М.,1912. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Тихомиров Л.
Год издания: 1912


Тихомиров Л. К реформе обновленной России. (Статьи 1909, 1910, 1911 гг.). М., типография В.М.Саблина, 1912. X, 343, [2] см. 20,9 х 14,4 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 60-1513.


Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) – философ, общественный деятель, прошедший невероятный путь от участника «Народной воли» до убежденного монархиста. Л.А.Тихомиров проникся революционными идеями еще будучи гимназистом в Керчи и сохранил свои убеждения во взрослом возрасте. Учился на юридическом, а затем на медицинском факультете Московского университета, так как тяготел к точным наукам. Именно в университете он стал активным участником народнического движения, вошел в кружок «чайковцев», в основе деятельности которого лежала пропаганда среди рабочих. В 1873 г. он был арестован, после чего последовало заключение в Петропавловскую крепость, продлившееся более 4 лет. В 1877 г. он проходил по «Процессу 193-х» вместе с Б.Войнаровским и А.И.Желябовым. По итогам процесса был выслан на родину, в Новороссийск, так как уже отбыл срок, назначенный ему судом. В Новороссийске перешел на нелегальное положение, стал членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции отколовшейся "Народной воли". После убийства Александра II и разгрома организации в 1882 г. уехал за границу. В Париже редактировал «Вестник Народной воли» (1883-1886). В полицейской справке о его деятельности отмечалось: «Прежде всего, Тихомиров приложил все свои силы к поднятию тогда упавшей революционной литературы».

Переворот во взглядах Л.А.Тихомирова случился в 1888 г. Именно тогда, в Париже, вышла его знаменитая статья «Почему я перестал быть революционером?». Его прошение на имя Александра III с просьбой о помиловании и возвращении на родину было удовлетворено. Бывший народоволец был амнистирован, но обязан в течение пяти лет состоять под гласным надзором (в действительности он был освобожден от него раньше). В Москве он примкнул к «Обществу любителей духовного просвещения», «Обществу ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III», стал глубоко религиозен. С 1890 г. много печатался в различных московских газетах и журналах, а с 1909 по 1913 г.г. стал редактором «Московских ведомостей» - главной монархической газеты начала XX века. Сам Л.А.Тихомиров отрицал монархический настрой газеты и утверждал, что она близка каждому, кто испытывает патриотические чувства. После 1913 г. он оставил пост редактора и перешел к затворнической жизни в Сергиевом Посаде. Андрей Белый, увидев его там, назвал Л.Тихомирова «схимником самодержавия». Среди его редких собеседников преобладали философы и богословы С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, М.А.Новоселов. Революцию 1917 г. он принял трагически, хотя, в отличие от большинства соратников по монархическому движению, остался жить в России и избежал репрессий. В конце жизни он написал мемуары «Тени прошлого», которые были изданы спустя 77 лет после его смерти.

В настоящее издание вошли статьи Л.А.Тихомирова, публиковавшиеся в «Московских ведомостях» в 1909-1912 г.г. Составитель избежал тривиального хронологического порядка и сгруппировал статьи тематически, разделив их на несколько основных разделов: руководящие идеи русской жизни; законодательные учреждения; церковные дела; гражданские учреждения; правительство; церковные учреждения. Автор выступил как противник государственных реформ, по его мнению, уже достаточно изменивших государственную власть вначале при Александре II, а затем - в первую русскую революцию 1905 г. Важнейшим вопросом начала века, по мнению Л.А.Тихомирова, оставалось сохранение престижа императорской власти, примирение с основами русской жизни и отказ от демократических идей, слабо способных прижиться на отечественной почве.

Как общественному деятелю, Л.А.Тихомирову не суждено было стать в авангарде ни народовольческого, ни монархического движения. К 1913 г. он осознал себя отдельным от этих движений и до конца не принятым ни в одном из них. Как сторонник самодержавия и православия, Л.А.Тихомиров был горячим противником всякой революции и проводил идею вдумчивых изменений административного аппарата, его медленного совершенствования. В некоторых своих работах он высказывал мысль, что ни одна революция, свершившаяся в России XX века, не сможет быть подлинно демократической и вне всяких сомнений приведет к диктатуре.