Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Торжество открытия Сурамскаго тоннеля 16 сентября 1890 г.: 10 фотографий А.К.Энгеля и Д.И.Ермакова в паспарту. [Б.м., 1890]. В папке эпохи с золотым тиснением на крышке. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: А.К.Энгель, Д.И.Ермаков
Год издания: 1890


Торжество открытия Сурамскаго тоннеля 16 сентября 1890 года. 10 фотографий, А.К.Энгеля и Д.И.Ермакова, наклеенных на паспарту. [Б.м., 1890]. Размер снимков: 20,3 x 25,5 см. Размер в паспарту: 32,2 x 38,9 см. В папке эпохи с золотым тиснением на крышке. Очень хорошая сохранность. Редкость.


Известный грузинский курорт Сурами находится у южного подножья Лихского хребта. После присоединения Грузии к Российской империи Сурами стал развиваться как климатический курорт. В 1872 г. через Сурами была проложена железная дорога, она оказалась одной из станций на линии Поти-Тифлис. К западу от станции Сурами высокий перевал преодолевался поездами благодаря помощи паровозов-толкачей. К 1890 году в стороне от Сурами для облегчения сообщения был построен тоннель. Строительство тоннеля началось в 1886 г., в 1890 г. тоннель был открыт. Сурамский тоннель стал первым железнодорожным тоннелем в России и долгое время считался самым длинным (протяженность - почти 4 километра).

В 1882 г. был представлен проект строительства обходного пути протяженностью 22 км – более четырех километров из них должны были пройти сквозь Сурамский хребет. К пробивке нижнего направляющего хода тоннеля приступили в 1886 г. одновременно с двух сторон. Более полугода работы велись ручным способом. За это время удалось пройти около 500 м. Летом следующего года были пущены буровые машины. Быстрой проходке мешали сложные горно-геологические условия, скопления газа и грунтовые воды. «Смычка» западного и восточного нижнего хода Сурамского тоннеля состоялась 12 октября 1888 г., а открытие движения поездов – спустя два года. Общая стоимость строительства, в котором задействовали около 2 тыс. человек, составила 5 млн. руб.

Среди местного населения долгое время бытовала легенда о том, что два хода, шедшие навстречу при постройке Сурамского тоннеля, не совпали. Начальник работ будто бы застрелился. А памятник ему - обелиск в районе тоннеля. Но на самом деле памятник был посвящен визиту на стройку императора Александра III, а описанные события вообще не имели места. Главным инженером стройки был известный проектировщик дорог и тоннелей Ф.Д.Рыдзевский, которому помогали А.Л.Камбиаджио и гражданский инженер Н.А.Виноградов.

На одной из фотографий запечатлено высокое начальство на торжественном открытии тоннеля. В центре фотографии – министр путей сообщения Адольф Яковлевич Гюббенет, которого вскоре сменил на посту С.Ю.Витте, а также начальник гражданской администрации Кавказа граф С.А.Шереметев. Кроме того, на фотографиях зафиксированы вид торжественного завтрака для администрации и инженеров, обзор тоннельного входа и выхода, а также несколько общих видов окрестностей тоннеля с придорожными сооружениями. Фотографии были выполнены известными кавказскими фотографами – А.К.Энгелем и Д.И.Ермаковым. Профессиональная деятельность Д.И.Ермакова как фотографа началась в Тифлисе в 1860-е годы. Большое количество фотографий Ермакова посвящено Кавказу, Турции, Персии.