Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Труды V-го съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14-21 сентября 1930 г. Часть I [единственная]. София, 1932. В полукожаном переплете эпохи. Отличная сохранность. С автографом Г.И.Шавельского. Редкость.

Автор: Евреинов Б.А., Шмурло Е.Ф., Г.И.Шавельский, Флоровский А.В., Окунев Н.Л., Кизиветтер А.А. и др.
Год издания: 1932


Труды V-го съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14-21 сентября 1930 года. Часть I [единственная]. София, издание Русских Академических Организация в Софии, 1932. VII, 608, 15, 9 c., с илл. 22,7 х 15,3 см. На авантитуле дарственная надпись: «Воскресшей Русской высшей школе – Московскому Богословскому Институту от почетного члена старой школы – СПб. Духовной Академии и Москов. Археол. Института, с 1928 г. председателя Русской Академической группы и Союза Русских педагогов в Болгарии, а в 1930 г. и председателя Организационного Комитета Съезда Русских ученых, с молитвенным пожеланием Новой Школе быстрого расцвета и славного будущего на благо нашей Св. Церкви и несравненной Родины. Протопресвитер Георгий Шавельский. 22.IV.1945 г., г.София». В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением инициалов «Б.Ф.» на корешке. Отличная сохранность. Редкость. Отсутствует в собраниях крупнейших русских библиотек РГБ, РНБ и др.


Автограф принадлежит протопресвитеру православной церкви Григорию Ивановичу Шавельскому (1871-1951), известному духовному писателю, яркому представителю экуменического движения. Во время Русско-японской войны он был священником стрелкового полка и благочинным военного округа. Исполнял пастырские обязанности во время боев с японцами, был контужен, но не оставил рядов полка, за что был награжден орденом Св.Анны 2-й и 3-й степени с мечами, наперсным золотым крестом на Георгиевской ленте из кабинета Е.И.Величества. Во время войны проявил мягкое отношение к инославию: допускал к причастию не только смертельно раненых инославных воинов, но и желавших причаститься перед сражением католиков, последователей армянской апостольской церкви и др., хотя этого требовали строгие церковные правила: братское собрание военного духовенства постановило отказывать в совершении таинств неправославным воинам даже во время боевых действий. Позиция Г.И.Шавельского была признана ошибочной и он получил строгий выговор от протоиерея Сергия Голубева, возглавлявшего военное духовенство Маньчжурской армии.

После войны Г.И.Шавельский защитил диссертацию о воссоединении униатов, в Первой мировой войне стал главой военно-духовного ведомства. Состоял в Св. Синоде (1915-1917). В 1918 г. был приговорен к казни Витебским Советом рабочих депутатов, но смог бежать. Занимал должность протопресвитера военного и морского духовенства в армии Деникина. В 1920 г. эмигрировал в Болгарию, преподавал в Софийском университете. Широкие взгляды священника на экуменическое движение не нашли поддержки среди православных священников за границей, как и идея о переходе на Григорианский календарь. В 1926 г. Г.И.Шавельский перешел в юрисдикцию Болгарского экзархата, фактически порвав отношения с Русской Православной церковью за границей. В 1946 г. получил предложение вернуться на родину и занять должность профессора во вновь открытой Московской духовной академии, согласился, но получил внезапный отказ из-за разногласий с консервативными архипастырями.

Посвящение Г.И.Шавельского адресовано открытому в 1944 г. в Москве Православному богословскому институту, куда он был приглашен преподавать в 1946 г. Институт стал первым учебным заведением православной церкви, открытым с 1917 г. в России. Местом первоначального размещения возрождающейся Духовной школы стал Новодевичий монастырь, а первым руководителем назначен магистр богословия С.В.Савинский, ректором - протоиерей Т.Д.Попов, принятый из обновленческого раскола, где он носил архиерейский сан. Студенты посещали богослужения в Елоховском соборе, а в 1945 г. институту был передан трапезный храм Новодевичьего монастыря.

В настоящем сборнике опубликованы труды участников V-го съезда Союза русских академических организаций за границей. Сборник стал последним изданием, выпущенным Союзом. Среди участников и докладчиков съезда были знаменитые русские ученые, получившие признание еще в Императорской России: Е.Ф.Шмурло, И.И.Лаппо, А.В.Флоровский, Н.Л.Окунев, Б.А.Евреинов, А.А.Кизиветтер и др. Доклады, вошедшие в сборник, разделены на юридическую, историческую, богословскую и искусствоведческо-филологическую секции. Сообщения, сделанные на съезде, не потеряли своего научного значения до сих пор. В сборнике впервые было опубликовано несколько работ А.А.Бема о творчестве Ф.Достоевского, статья В.Преображенского о русской дальневосточной политике на рубеже веков, несколько докладов Е.Шмурло, тезисы Б.А.Евреинова о М.Бакунине и др. В качестве приложений напечатаны работы Г.И.Шавельского о Русской школе в Болгарии и профессора В.Г.Коречневского о деловом объединении русской эмиграции.

Сохранение единства русского научного сообщества, рассеянного в Европе (Париже, Белграде, Софии, Праге и др.) стало одной из главных задач Союза русских академических организаций за границей. С момента основания в 1921 г. Союз объединил около 500 ученых из полутора десятков организаций, среди которых было 5 академиков и 140 профессоров. Союз был объявлен единственным представительством русских ученых, которые вели работу вне России. Верховным органом Союза стал съезд, созываемый правлением. В Уставе подчеркивалось, что в задачи Союза наряду с сохранением единства русского научного сообщества и представительством его за рубежом входили «всемерное содействие к предоставлению членам Союза возможности научно работать, печатанию научных работ, подысканию мест по специальности и облегчение их материального положения»; «забота об учреждении, охране и дальнейшем существовании и развитии русских высших учебных и ученых учреждений за границей»; помощь ученым и студентам, оставшимся в России; забота о воспитании и обучении детей русских беженцев и студентов, оказавшихся за границей.