Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Versailles et les deux Trianons. Tours, 1899-1900. - Жилль Ф. Версаль и два Трианона. 2 тома. Тур, 1899-1900. В двух роскошных цельнокожаных подносных переплетах эпохи. Отличная сохранность.

Автор: Жилль Ф.
Год издания: 1899


Versailles et les deux Trianons. Dessins par Lambert. Texte par Philippe Gille. Tours, A.Mame et Fils, Editeurs, 1899-1900. 2 vol. – Жилль Ф. Версаль и два Трианона. Рисунки М.Ламбера. 2 тома. Тур, А.Мам и Сын, 1899-1900.
Том 1. (1899). [4], XIV, 308 с. с илл.; 118 л. илл.
Том 2. (1900). [4], 297, [3] с. с илл.; 116 л. илл. 43,3 х 31,7 см. Тираж 1050 экземпляров. Экземпляр № 18, принадлежит к числу 25 первых экземпляров тиража, отпечатанных на японской бумаге, изготовленной на императорской мануфактуре. В двух роскошных цельнокожаных подносных переплетах эпохи из синего марокена с богатым золотым тиснением на крышках и между бинтами на корешках работы переплетчика Пьерсона в стиле мастеров XVIII в. (имя переплетчика тиснено на внутренней стороне крышек). Сохранены иллюстрированные издательские обложки и листы защитных калек, в ряде случаев они двойные. Обрез с золотой головкой. Отличная сохранность. Экземпляр относится к числу наиболее дорогих из тиража, представляет историческую и художественную ценность.

Книга написана известным французским публицистом и драматургом Филиппом Жилем (1831-1901). Она является одним из наиболее ценных изданий, посвященных французскому замковому и парковому искусству второй половины XVII – первой половины XVIII вв. В ней детально описывается резиденция французских королей Людовика XIV и Людовика XV: дворцово-парковый комплекс – Версаль, Большой и Малый Трианон. Представлены история, особенности архитектуры зданий в целом, их частей, внешнего декора. Зал за залом описаны помещения дворцов. Наглядно показаны элементы росписей и лепнины, интерьеры со скульптурой, зеркалами, лестницами, каминами, мебелью. Дан полный обзор паркового искусства Версаля, его планировки, архитектуры фонтанов и скульптурных групп. Книга детально характеризует чрезвычайно вычурный, блещущий золотом декоративный стиль, сложившийся в эпоху Людовика XIV и его приемника.

Издание роскошно иллюстрировано двумя фронтисписами, большим складным планом Версаля, 399 рисунками в тексте, гравированными инициалами, заставками и концовками. Среди них - 32 рисунка в цвете. На отдельных листах помещены 72 гелиогравюры, 18 из которых занимают развороты из двух листов каждая, а 21 гравюра раскрашена акварелью. Все гравюры, представленные в экземпляре на отдельных листах, за исключением трех, даны в нескольких состояниях: 13 – в четырех, 19 – в трех и 37 в двух, оба фронтисписа награвированы в четырех состояниях. Иллюстрации созданы Марселем Ламбером. Цветные иллюстрации на отдельных листах и в тексте иллюминированы акварелью вручную Альбером Шарпентьером, архитектором владений Версаля и Трианонов.

В книге использованы офорты К.-Т.Деблуа и Г.Туссуна, гелиохромии издательства Лемерсье, гелиогравюры Шовэ, Дюжардана, Лемерсье, гравюры на дереве Бошара, Булена, Делоша, Девайи, Дютертра и др., фотогравюры Реймона, Ружерона, хромотипогравюры Реймона. Офорты и гелиогравюры были тиражированы в мастерской Бенара и Уитмана.

Остальные 1025 экземпляров тиража издания имели значительно более скромное оформление, над ними трудились менее маститые мастера, а материалы, из которых они изготовлены, были не столь дорогими. Достаточно сказать, что японская бумага, использованная в первых экземплярах тиража, изготавливалась вручную, отличалась особыми физическими и эстетическими качествами, процесс ее производства, чрезвычайно трудоемкий, делал возможной отливку сравнительно небольшого числа листов в год, большая часть из которых шла на нужды императорского двора, и лишь малая часть попадала в Европу. Еще 85 нумерованных экземпляров было отпечатано на толстой веленевой бумаге, в них гравюры были представлены только в двух состояниях, полукожаные переплеты работы Тьери, имели более простое и строгое тиснение.

Книга стала, пожалуй, самым масштабным и представительным проектом издателя Альфреда Мама и является шедевром французского печатного искусства, а отчасти даже символом времени (стиль и архитектура Версаля этой эпохи вдохновлял выдающихся русских художников А.Бенуа и К.Сомова и др.).