Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид города Тобольска. - Vue de la ville de Tobolsk. Гравюра В.П.Соколова с оригинала И.-Х.Беркхана и И.-Э.Гриммеля 1770 г., оттиск второй половины XIX в. Гравюра на меди в раме и паспарту. Отличная сохранность. Редкость. Есть экспертное заключение РГБ

Автор: Соколов В.П.
Год издания: 1880


Вид города Тобольска. - Vue de la ville de Tobolsk. Гравюра В.П.Соколова с оригинала И.-Х.Беркхана и И.-Э.Гриммеля 1770 г., оттиск второй половины XIX века. Гравюра на меди (офорт, резец) в раме и паспарту. Размер оттиска - 16,9 х 43,6 см. Размер в раме - 34,5 х 62,5 см. Отличная сохранность. Представляет художественную и историческую ценность, а также значительный интерес для музеев и отделов изобразительных материалов библиотек. Имеется экспертное заключение Российской государственной библиотеки.

Настоящий лист входил в серию гравированных видов «Собрание Российских и сибирских городов», состоявшей из 34 листов. Оригиналами 23 гравюр серии с видами сибирских городов послужили рисунки, исполненные во время экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743) художниками И.Х.Беркханом и И.В.Люрсениусом, с 1739 г. также И.Д.Декером. Всего за время экспедиции было сделано 27 видов, из них 9 исполнены И.Х.Беркханом, 16 - И.В.Люрсениусом, 3 вида - И.Д.Декером. В 1753-1758 г.г. рисунки, выполненные Люрсениусом и Беркханом, были перерисованы, исправлены и подготовлены для издания по ним гравюр мастером Рисовальной палаты Академии наук И.-Э.Гриммелем. В 1769-1771 г.г. по этим рисункам были сделаны гравюры, которые вместе с гравюрами видов городов Европейской России, исполненных в 1764 г. по рисункам с натуры полковника А.И.Свечина (перерисованы М.И.Махаевым и В.А.Усачевым в 1766-1768 г.г.), составили названную серию. В работе над серией принимал участие весь состав Гравировальной палаты Академии наук. Общее наблюдение за работами осуществлял Я.Штелин, он же и дал название серии. Виды настоящей серии являются первыми русскими гравюрами с изображением провинциальных русских городов, они достаточно точно воспроизводят панорамы ряда Сибирских городов в 1730-х г.г., отражают особенности как общего архитектурного облика, так и конкретных выдающихся строений городов; в этом отношении виды серии обладают исключительным историко-художественным значением.

Гравированные доски серии сохранялись в Петербургской Академии наук, а затем в Императорской Академии художеств, ныне они хранятся в собрании Государственного Русского музея. В XIX веке с них делали отпечатки для продажи на различной бумаге, в том числе и старой, по конкретным заказам (без печати тиража и обязательного воспроизведения всех листов серии). Такие отпечатки, исполненные с большим мастерством, известны в различных собраниях Российской Федерации, в том числе и в Российской Государственной библиотеке. Настоящий оттиск относится к их числу. Он отпечатан во второй половине XIX века со старой доски XVIII века на бумаге верже второй половины XIX века, имитирующей старинную, и отличается прекрасным качеством.

Город Тобольск был основан летом 1587 г. на реке Иртыш, на важном торговом пути из Европейской России в Сибирь и отличном с точки зрения обороны месте. «Поставил град Тоболеск на Троицком мысу воевода Данила Чулков при царе Федоре Иоанновиче». С 1596 г. Тобольск получает статус стольного города, административного центра Сибири, а в 1621 г. патриарх Филарет утверждает здесь особую Сибирскую епархию. В 1708 г., согласно реформе Петра I, Тобольск стал административным центром Сибирской губернии, включавшей Урал, Сибирь и Дальний Восток. Своеобразие природных ландшафтов обусловило образование двух частей города - Верхней и Нижней (Подгорной). Софийский (Прямской) взвоз разделяет Троицкий мыс на две части и является главным входом в Кремль. Кремль располагается по обе стороны от взвоза. Справа - Софийская часть, центр духовной жизни; слева - Вознесенский город, с дворцом наместника. Восемь деревянных острогов сменяли один другой, пока, наконец, Тобольск не обрел каменные стены. В 1683 г. мастера из Устюжны и Москвы начали строить каменный Успенский собор, позже переименованный в Софийский. Строительство велось на месте прежнего деревянного собора, что находился на горе, прямо над Прямским взвозом.

На гравюре представлен живописный панорамный вид древнего города Тобольска середины XVIII века. Город расположен на 2-х уровнях - нижнем и верхнем. Нижний раскинулся в излучине р. Иртыш, верхний - на холмах, один из которых является высоким правым берегом реки Иртыш. На высоком холме над Иртышом выделяется Софийский собор. В начале XVIII века под руководством известного ученого, этнографа, писателя, автора «Чертежа всей Сибири» Семена Ремезова был составлен проект «переустройства Тобольского Кремля» и начался второй этап каменного строительства города. На территории Кремля были возведены здания рентереи (хранилище государственной пушной казны) и гостиного двора, а также Вознесенская церковь. В 1799 г. Тобольское наместничество было упразднено, хотя сам город в административном отношении продолжал оставаться местом сосредоточения гражданской и военной власти в Сибири. В 1824 г. административный центр был перенесен в Омск, и Тобольск окончательно утратил былое значение.

Василий Петрович Соколов (1744-1798) - академический гравер, учился в Рисовальной (с 1760 г.) и Гравировальной палате (с 1762 г.) Академии наук , изучал гравирование черной манерой у И.Штенглина (с 1764 г.) В 1773 г . получил звание подмастерья. В 1760-1780-х г.г. принимал участие во всех работах Гравировальной палаты. В 1787 г. ушел из Академии по собственному желанию. В 1790-1795 г.г. - гравер Воспитательного дома при Санкт-Петербургском Опекунском совете. С 1797 г. вновь был принят в штат Академии наук.

Иоганн Христиан (Натан Христианович) Беркхан (Беркган; Berkgan Johann Christian; ум. 1751) - живописец. Участник экспедиции профессоров С.-Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743). В 1748-1751 г.г. состоял живописцем, «маляром птиц и зверей» при Кунсткамере и Библиотеке Академии наук

Иоганн Элиас Гриммель (Grimmel Johann Elias, 1703-1759) - немецкий рисовальщик и живописец. Учился у И.Г.Сихельбейна в Меммингене и в Академии изобразительных искусств в Вене (1731-1737) у И.Ван Шуппена. В 1741 г. приехал в Россию по приглашению Я.Штелина для преподавания в Академии наук, преподавал в открытом им Рисовальном классе Академии. Исполнял рисунки для иллюстраций различных изданий, живописные произведения на религиозные сюжеты и портреты.