Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид города Тюмени. – Vue de la ville de Tiumen. Гравюра Н.Я.Саблина с оригинала И.В.Люрсениуса и И.-Э.Гриммеля 1770 г., оттиск второй половины XIX в. Гравюра на меди в раме и паспарту. Отличная сохранность. Редкость. Есть экспертное заключение РГБ.

Автор: Саблин Н.Я.
Год издания: 1880


Вид города Тюменя. - Vue de la ville de Tiumen. Гравюра Н.Я.Саблина с оригинала И.В.Люрсениуса и И.-Э.Гриммеля 1770 г., оттиск второй половины XIX века. Гравюра на меди (офорт, резец) в раме и паспарту. Размер оттиска - 16,9 х 45,6 см. Размер в раме - 34,5 х 62,5 см. Отличная сохранность. Представляет художественную и историческую ценность, а также значительный интерес для музеев и отделов изобразительных материалов библиотек. Имеется экспертное заключение Российской государственной библиотеки.

Настоящий лист входил в серию гравированных видов «Собрание Российских и сибирских городов», состоявшей из 34 листов. Оригиналами 23 гравюр серии с видами сибирских городов послужили рисунки, исполненные во время экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743) художниками И.Х.Беркханом и И.В.Люрсениусом, с 1739 г. также И.Д.Декером. Всего за время экспедиции было сделано 27 видов, из них 9 исполнены И.Х.Беркханом, 16 - И.В.Люрсениусом, 3 вида - И.Д.Декером. В 1753-1758 г.г. рисунки, выполненные Люрсениусом и Беркханом, были перерисованы, исправлены и подготовлены для издания по ним гравюр мастером Рисовальной палаты Академии наук И.-Э.Гриммелем. В 1769-1771 г.г. по этим рисункам были сделаны гравюры, которые вместе с гравюрами видов городов Европейской России, исполненных в 1764 г. по рисункам с натуры полковника А.И.Свечина (перерисованы М.И.Махаевым и В.А.Усачевым в 1766-1768 г.г.), составили названную серию. В работе над серией принимал участие весь состав Гравировальной палаты Академии наук. Общее наблюдение за работами осуществлял Я.Штелин, он же и дал название серии. Виды настоящей серии являются первыми русскими гравюрами с изображением провинциальных русских городов, они достаточно точно воспроизводят панорамы ряда Сибирских городов в 1730-х г.г., отражают особенности как общего архитектурного облика, так и конкретных выдающихся строений городов; в этом отношении виды серии обладают исключительным историко-художественным значением.

Гравированные доски серии сохранялись в Петербургской Академии наук, а затем в Императорской Академии художеств, ныне они хранятся в собрании Государственного Русского музея. В XIX веке с них делали отпечатки для продажи на различной бумаге, в том числе и старой, по конкретным заказам (без печати тиража и обязательного воспроизведения всех листов серии). Такие отпечатки, исполненные с большим мастерством, известны в различных собраниях Российской Федерации, в том числе и в Российской Государственной библиотеке. Настоящий оттиск относится к их числу. Он отпечатан во второй половине XIX века со старой доски XVIII века на бумаге верже второй половины XIX века, имитирующей старинную, и отличается прекрасным качеством.

В 1593 г. на месте Тюменского деревянного острога началось строительство первого русского города в Сибири. Первоначально все его административные и хозяйственные сооружения находились на территории Кремля, окруженного рублеными оборонительными стенами с бойницами и караульными башнями, защищенными от нападений берегами рек Туры и Тюменки. Благодаря своему выгодному географическому положению, Тюменский острог, ставший форпостом освоения необжитых восточных и северных земель России и находившейся на древних торговых путях между Европой и Азией, в скором времени превратился в важный центр транзитной торговли. Во многом этому способствовал указ царя Федора Ивановича, разрешивший бухарским и ногайским купцам вести беспошлинную торговлю в Тюмени. В 1601 г. был учрежден первый в Сибири Тюменский ям. На протяжении всего XVII века деревянный город неоднократно перестраивался. Несколько раз Тюменский Кремль почти полностью возводился заново после опустошительных пожаров 1620, 1687 и 1695 г.г. В 1715 г. на территории Преображенского монастыря завершилось строительство каменного Троицкого собора.

В XVIII веке в Тюмени началось каменное строительство и сложился архитектурный облик города. Центром его был Кремль, вокруг разрослись посад, слободы, выросли монастыри. В 1728 г. здесь построили новый мост через речку Тюменку длиной 176 метров, на посаде встали таможня, торговые ряды, шесть приходских церквей. С 1709 г. Тюмень входила в состав Сибирской губернии, а в 1782 г. стала уездным городом Тобольского наместничества.

На представленной гравюре изображен общий вид древнего деревянного города, окруженного рублеными бревенчатыми стенами. Над ними возвышаются восемь сторожевых башен с шатровыми крышами и двумя проезжими воротами - Спасскими и Георгиевскими (Егорьевскими). Внутри Кремля можно рассмотреть купол первой в Сибири соборной церкви Рождества Богородицы. Кроме нее, хорошо видны крыши караульных, амбарных и других гражданских и светских строений. На переднем плане - река Тура со стоящими у берега речными судами - ладьями и стругами.

Николай Яковлевич Саблин (1736-1808) - академический гравер, учился в С.-Петербургской гарнизонной школе, затем в Рисовальной (с 1749 г.) и Гравировальной палате (с 1753 г.) Академии наук. В 1759-1760 г.г. исполнял гравюры проспектов и рисунков М.И.Махаева. В 1767 г. получил звание подмастерья, в 1779 г. - чин коллежского регистратора, в 1783 г. - мастера. В 1760-1790-х г.г. принимал участие во всех работах Гравировальной палаты. В 1796 г. ушел в отставку и продолжал работать по заказам.

Иоганн Вильгельм Люрсениус (Лерзениус) (Lurzenius Johann Wilhelm, 1704-ок.1770) - сын чиновника из Кенигсберга. Приехал в Петербург в 1728 г., работал копиистом Академии наук. Участник экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.-Ф.Миллера и И.-Г.Гмелина (1733-1743). Состоял писцом и «рисовальным мастером» при Кунсткамере и Библиотеке Петербургской Академии наук до 1767 г.

Иоганн Элиас Гриммель (Grimmel Johann Elias, 1703-1759) - немецкий рисовальщик и живописец. Учился у И.Г.Сихельбейна в Меммингене и в Академии изобразительных искусств в Вене (1731-1737) у И.Ван Шуппена. В 1741 г. приехал в Россию по приглашению Я.Штелина для преподавания в Академии наук, преподавал в открытом им Рисовальном классе Академии. Исполнял рисунки для иллюстраций различных изданий, живописные произведения на религиозные сюжеты и портреты.