Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Берг Н. Севастопольский альбом. М., 1858. В современном цельнокожаном переплете и цельнотканевом футляре с золотым тиснением на корешке и крышках. Отличная сохранность. С автографом автора. Редкость.

Автор: Берг Н.В.
Год издания: 1858


Берг Н. Севастопольский альбом. Издание К.Солдатенкова и Н.Щепкина. М., [в типографии Каткова и Ко.], 1858. [2], 18 с.; 37 л. тонолитографий. 30,7 х 41,3 см. Текст в линейных рамках параллельно на русском и французском языках. Мемориальное малотиражное издание. Альбом впоследствии не переиздавался. Виды печатались в литографии В.Бахмана в Москве. Рисунки на камне выполнил Д.Россов: часть - с фотографий Дж. Робертсона (1, 2, 11, 15, 21, 22, 25, 35-37); остальные - по рисункам с натуры Н.Берга. В современном цельнокожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением на корешке и крышках, с золотыми дублюрами. Муаровые форзацы. В современном художественном цельнотканевом футляре. На титульном листе автограф автора: «Якову Севастьяновичу Ботта (?) в знак особеннаго уважения от автора. 28 Июль 1859. Турин». Экземпляр представляет большую историческую ценность. Редкость.

Библиография: Верещагин В., 49; Обольянинов Н., 164; Международная книга, 54-61, 72-960.

Уникальное издание, представляющее собой первый альбом, посвященный Крымской войне и обороне Севастополя. Альбом составлен русским историком и художником Николаем Васильевичем Бергом (1824-1884). Во время Крымской войны (1853-1856) Н.В.Берг служил в Севастополе сначала в 4-м Казначейском отделении, где заведовал наградами, затем состоял переводчиком при Штабе главнокомандующего. Участвовал в сражении на Черной речке, жил на бастионах во время осады.

В альбоме представлены 37 видов, выполненных в технике тоновой литографии. 27 рисунков для издания Н.В.Берг нарисовал с натуры во время осады Севастополя и вскоре после нее. 10 изображений художник заимствовал у военного фотографа, шотландца Джеймса Робертсона (1813-1888), который впервые делал фотографическую съемку итогов Крымской войны, полей сражений и укреплений сданного Севастополя. Исключительность альбома заключается в том, что художники присутствовали в Крыму во время боевых действий и после их полного прекращения, запечатлев войну изнутри и с разных сторон фронта. В 1858 г. Н.В.Берг опубликовал свои «Записки об осаде Севастополя» и «Севастопольский альбом».

В издании помещены виды Севастополя с разных сторон света, откуда союзники осаждали город, а также снимки Балаклавы, Инкермана, Камышного, поля боя и моста при Черной речке, и т.д. Даны несколько изображений Малахова кургана - в самые жаркие дни обороны и после взятия союзниками. Показаны укрепления 3-го, 4-го и 5-го бастионов, 22-й батареи; Константиновская батарея; пострадавший от прямых попаданий снарядов Михайловский собор, и др. Автор изобразил домики главнокомандующих русскими войсками князей А.С.Меньшикова и М.Д.Горчакова, блиндаж начальника III-го Отделения. Внушает уважение спартанская обстановка жизни русских офицеров в ходе почти годичной обороны Севастополя. Масштабы разрушений после массированных многомесячных обстрелов можно оценить по остаткам дворца императрицы Екатерины, Дома Благородного собрания, Севастопольского театра и Малаховской башни.

Представлено место на Малаховом кургане, где был ранен адмирал В.А.Корнилов; подземная комната знаменитого героя обороны Севастополя капитана А.В.Мельникова, прозванного «севастопольским кротом». Он был командиром роты 4-го саперного батальона, участвовал в сражениях под Инкерманом, строил контр-минную систему перед 4-м бастионом. Пять месяцев он безвылазно работал под землей и подорвал свое здоровье; кроме того, получил контузию. Был награжден Георгиевским крестом.

Изображены главные квартиры Английской и Французской армий, Английский лагерь, виды русских позиций со стороны укреплений союзников. В городке Камышное французы открыли церковь, театр, переименовали улицы. Одна из них получила имя Наполеона. Показаны британские и французские склады, рестораны и бары. Автор дает подробные описания к изображениям на русском и французском языках, рассказывая и об обстоятельствах, при которых виды были запечатлены.

В 1858-1859 г.г. Н.В.Берг путешествовал по Италии. Он посетил столицу Сардинского королевства Турин в июле 1859 г. Возможно, присутствие Н.В.Берга в Турине было как-то связано с итало-франко-австрийской войной, по итогам которой 11 июля 1859 г. был подписан Вилла-Франкский мирный договор. Россия активно следила за отношениями европейских союзников после завершения Крымской войны.

Сардинское королевство в январе 1855 г. присоединилось к Англии и Франции в Крымской войне. Оно должно было поставить в Крым экспедиционный корпус числом до 18000 штыков и пополнять его в случае потерь. Итальянцы участвовали в осаде Севастополя и в других сражениях. За это Сардинское королевство получало от союзников право по итогам Крымской войны поднять «итальянский вопрос» - проблему объединении Италии под властью Сардинского монарха. Но на международной арене Франция и Англия воспринимались как противники Сардинии, и участие ее в войне было достаточно формальным. Итальянцы не хотели терять ни солдат, ни деньги. В Крыму и у стен Севастополя итальянцы стали появляться с мая 1855 г. Командующим Сардинского экспедиционного корпуса был назначен военный министр, генерал Альфонсо Ферреро Ламармора. По окончании осады Севастополя и заключении перемирия генерал А.Ф.Ламармора незадолго до ухода из Крыма приехал попрощаться с генералом 11-й дивизии русской армии, против которой преимущественно воевали итальянцы. Итальянские офицеры также близко общались с офицерами этой дивизии. Все обменивались дружескими рукопожатиями, что было проявлением старого духа рыцарства.

Н.В.Берг дарит экземпляр альбома Якову Севастьяновичу Ботта, возможно, российскому дипломату или сотруднику посольства итальянского происхождения. Род Ботта имел глубокие туринские корни и пользовался большим уважением в Сардинской столице. Из этого рода происходили известные ученые, дипломаты, путешественники, переводчики и писатели. Самым известным из них является Поль-Эмиль Ботта (1802-1870), ставший крупным французским ученым и дипломатом. Он в 1846 г. был назначен французским генконсулом в Иерусалиме и принимал активное участие в международном конфликте вокруг Храма Гроба Господня, который послужил одним из поводов к Крымской войне.

Джеймс Робертсон (James Robertson) - один из первых британских военных фотографов, а также гравер на монетах и камнях. Искусству гравировки он обучался у Уильяма Вайона. С начала 1840-х г.г. жил в Османской империи в Стамбуле и работал гравером на Государственном монетном дворе. В конце 1840-х - начале 1850-х г.г. он осваивает фотографию, технологии которой только-только появились. В 1854 г. Робертсон открыл в Стамбуле фотостудию вместе с младшим партнером, итальянским фотографом Феликсом Беато.

В 1855 г. Дж. Робертсон вместе с Ф.Беато, Ч.Ланглуа и К.Ван Сатмари отправился в Крым, где они засняли заключительные этапы Крымской войны. До них в Крыму снимал только Роджер Фентон. Дж. Робертсон запечатлел падение Севастополя в сентябре 1855 г. Из всей серии крымских снимков, сделанных фотографом, 60 получили мировую известность. Эти фотографии принесли Дж. Робертсону репутацию «первого в мире военного фотографа».