Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Большой Московский театр и обозрение событий предшествовавших основанию правильного русского театра. М., 1857. Первая книга о реконструкции Большого театра после пожара 1853 г. В издательской обложке и в современном футляре. Хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1857


Большой Московский театр и обозрение событий предшествовавших основанию правильнаго русскаго театра. М., в Университетской типографии, 1857. 80 с. 21,2 х 14,1 см. Первая книга о реконструкции Большого театра после пожара 1853 г. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. На авантитуле владельческая надпись синими чернилами: «Кондратьев Н. Л<енингра>д 17-II-43 г.».

Во владельческой подписи самое примечательное - место и дата. Книга была подписана владельцем (что, возможно, говорит и о ее покупке) вскоре после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г., но почти за год до ее полного снятия. 

Настоящее издание было приурочено к открытию восстановленного после пожара 1853 г. Большого театра в Москве. В книге использовано большое число интересных источников по истории русского театра. Даются выдержки из старинных писем и документов. Рассказывается о первых шагах театра в России. Театральные постановки во Флоренции поразили русских дипломатов в середине XVII века. Они передали свои впечатления царю. Алексей Михайлович тоже захотел завести у себя театр, а царевна Софья Алексеевна так любила театр, что сама играла в пьесах собственного сочинения. При ней была переведена на церковно-славянский язык и поставлена при дворе пьеса Ж.-Б.Мольера «Врач против воли», ставшая первым драматическим произведением светского содержания.

К середине XVIII века зарождается собственно русский театр: ставятся пьесы А.П.Сумарокова и приобретает известность актер и антрепренер Федор Волков. Ярославская труппа Ф.Волкова была приглашена в С.-Петербург, играла при дворе с начала 1750-х г.г. Актеры были определены в Первый кадетский корпус для изучения иностранных языков и наук. Офицеры корпуса учили их правильной декламации. В 1759 г. Ф.Волков организовал в Москве Императорский театр. В книге рассказывается о первых регулярных русских театрах, труппах, об основании Большого театра в Москве, о столичных и московских зрителях.

После пожара в марте 1853 г. от Большого театра остались только наружные стены и колонны переднего фасада. Здание было отстроено заново к августу 1856 г. и стало шедевром архитектуры и инженерно-технических находок, визитной карточкой Российской империи, превзойдя лучшие театры мира. Оно сразу же было признано символом блеска русского самодержавия, аристократизма, воплотило идею театра как праздника. В день торжественного открытия театр вместил в себя до 4500 гостей. В книге дается детальное описание архитектуры, зала и лож, сцены, акустики и оптики.

По многим характеристикам новое здание было уникальным и инновационным. Благодаря нестандартным архитектурным решениям удалось значительно увеличить внутренние пространства над сценой и над партером. Квадрига и колесница с Аполлоном были изготовлены на гальванопластических заводах герцога Лейхтенбергского. По бокам театра тянулись чугунные подъезды с колоннами, отлитыми на заводе московского купца Соловьева. Ложи совместили в себе устройство итальянской ложи и французского балкона, что позволяло всем зрителям, кто хотел, видеть сцену и быть видимыми другим. Окружающее театр пространство было максимально украшено и облагорожено для удобства публики. Именно комфорту создатели нового здания уделили особое внимание. Этому служили системы освещения, вентиляции, устройства пространства, постановки кресел и т.д.

Также в книге рассказывается о торжествах и роскошном убранстве театра в момент открытия, о бытовых сюжетах жизни театра, мнениях зрителей о новом здании. Указаны цены на билеты: от 10 рублей за ложу 1-го яруса до 10 копеек за место в галерее на балконе.