Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Деньшин Ал. Вятская глинянная игрушка в рисунках. М., 1917. Всего в издании содержится 51 рисунок, наклеенный и раскрашенный от руки автором. Тираж 300 экз. В издательской обложке и в современном художественном футляре. С автографом А.Деньшина. Редкость.

Автор: Деньшин Ал.
Год издания: 1917


Деньшин Ал. Вятская глинянная игрушка в рисунках. Раскраска рисунков ручная, яичными красками, точно скопированными с подлинников. Издание собственность автора. М., 1917. [3], 21 с.; 49 л. илл. Всего в издании содержится 51 рисунок, наклеенный и раскрашенный от руки автором. На странице с рис. 1 - автограф А.Деньшина синим карандашом. 21,4 х 22,1 см. Тираж 300 экземпляров. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Когда-то давно изготовление глиняных игрушек в слободе Дымково Вятского края было ремеслом семейным. Люди целыми семьями добывали и месили глину, руками толкли и растирали мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в г.Вятку, даря радость своего искусства взрослым и детям.

К сожалению, сегодня этого праздника давно уже нет, просуществовал он лишь до 1920-х г.г., а вот промысел жив и поныне. В XIX веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50 семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла. Каждая династия строго следовала своим, присущим только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В то время дымковская игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, птиц, людей, а также самые разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

С началом ХХ века существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Анна Афанасьевна Мерзина (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим дымковского ремесла. Сейчас ее творчество - классика и пример для подражания современным художникам. Свои традиции и опыт она завещала двум своим дочерям, не только обучив их основам древнего искусства, но и передав все его секреты.

И все же, по-видимому, решающую позитивную роль в судьбе всего дымковского промысла сыграл вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С пятнадцати лет он настолько увлекся творчеством этих мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. А.И.Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса их изготовления. Творчество А.А.Мерзиной стало для него объектом особой любви.

Даже после Октябрьской революции А.И.Деньшин не прекратил активно изучать и пропагандировать дымковское ремесло. Пытаясь акцентировать внимание властей на самобытном русском народном искусстве, художник создавал своими собственными руками альбомы с зарисовками дымковских игрушек и описаниями истории промысла. Один из таких альбомов, «Вятская глиняная игрушка в рисунках», изданный в Москве в 1917 г. небольшим тиражом, моментально стал редкостью книжного мира.

Интерес представляет не только содержание альбома, но и способ его создания. А.И.Деньшин отпечатал альбом литографским способом, а потом вручную раскрасил яичными красками, являвшимися точными копиями подлинников. Настоящий альбом представляет собой настоящее произведение искусства и по сей день является абсолютно незаменимым источником для изучения традиций дымковского промысла.