Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гагарин Ю.А. Дорога в космос: Рассказ летчика-космонавта СССР. Под редакцией и с предисловием Н.Каманина. М., 1961. В издательском переплете, суперобложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. С автографом Ю.А.Гагарина.

Автор: Гагарин Ю.А.
Год издания: 1961


Гагарин Ю.А. Дорога в космос: Рассказ летчика-космонавта СССР. [Литературная запись специальных корреспондентов «Правды» Н.Денисова и С.Борзенко. Под редакцией и с предисловием генерал-лейтенанта авиации Н.Каманина. Второе издание]. [М.]: Правда, 1961. 174, [2] с.; 29 л. илл. 20,1 х 12,4 см. На титульном листе под факсимиле подписи дарственная надпись рукой Ю.А.Гагарина: «Семье Еремеевых. - Гагарин». В издательском переплете, суперобложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Экземпляр имеет историческую ценность.

Сравнительный анализ почерка, графика написания букв этой надписи, сопоставление ее с достоверными автографами космонавта указывает на то, что дарственная надпись Ю.А.Гагарина на представленном экземпляре книги сделана рукой космонавта и является его подлинным автографом. О семье Еремеевых можно строить только догадки, возможно, это родственники авиатехника Николая Еремеева из Летного городка в Энгельсе, который встречал Ю.А.Гагарина после завершения полета.

В книге представлены литературно обработанные журналистами газеты «Правда» интервью с Ю.А.Гагариным о личном профессиональном пути, который привел его в космос. Издание богато иллюстрировано снимками из семейного архива Гагариных.

Первый полет человека в космос был событием прежде всего политическим. Наука и техника в этой области стояли на службе у идеологии. В борьбе за статус первой космической державы США и СССР готовы были пойти очень далеко. Полет Ю.А.Гагарина был в большой степени авантюрой. Он мог закончиться катастрофой, поэтому держался в строжайшем секрете, главным образом, от США.

Советским руководителям было известно, что американцы готовили запуск своего космонавта на 20 апреля. С.П.Королев наметил совершить первый пилотируемый полет в период с 11 по 17 апреля, и старт готовился в большой спешке. Поэтому при создании корабля «Восток» был выбран ряд простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели. Пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» была убрана дублирующая тормозная установка. Решение о дате пуска было принято на заседании Президиума ЦК 3 апреля 1961 г.

Пуск ракеты произошел с космодрома «Байконур» 12 апреля 1961 г. в 9:07 по Московскому времени. Ракета-носитель «Восток» вынесла космический корабль в термосферу, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели третьей ступени. Из-за этого корабль пролетел расчетную орбиту выше на 100 км. Никто до этого не был в космосе, и организаторы полета не знали, как будет реагировать психика человека на стресс и новые условия. На случай помешательства пилота создатели корабля установили на технику защиту. Космонавт должен был пройти тест на вменяемость: открыть конверт и решить задачу.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55, на 108-й минуте корабль завершил полет. В это время тормозная двигательная установка сработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду.

Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками. При входе капсулы в атмосферу обшивка корабля загорелась, а температура на внешней поверхности достигала 3-5 тысяч градусов. По иллюминаторам текли струйки плавившегося металла. На высоте семи километров Ю.А.Гагарин катапультировался. После отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Ю.А.Гагарина не сразу открылся клапан для поступления воздуха. Космонавт чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Ю.А.Гагарин мог опуститься на парашютах в ледяную воду Волги, но он, управляя стропами, спланировал и приземлился в 1,5-2 километрах от реки. В 10.55 первый космонавт приземлился, а вскоре сообщил об успешном выполнении миссии.

Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат приземлился в Саратовской области, неподалеку от города Энгельса, где стояла зенитно-ракетная часть, командование которой только за сутки предупредили, чтобы оно внимательно следило за «контейнерами с неба».  Если учитывать все произошедшие внештатные ситуации и непредсказуемые факторы, то шансы Ю.А.Гагарина вернуться невредимым были не более 20-30%. Ученые и пилот преодолели гравитацию, пространство, невесомость, перепады давления и температур - все случайности. Поэтому таким важным был этот первый выдающийся результат работы советской космической отрасли. Когда полет успешно завершился, эта новость стала мировой сенсацией. СССР завоевал приоритет в космической отрасли.