Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кандинский. Ксилографии. Париж, 1909. Первое прижизненное издание работ В.Кандинского, с которого можно вести отсчет истории русского авангарда. В бумажной издательской папке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Кандинский В.В.
Год издания: 1909


Kandinsky. Xylographies. Paris: Edition des Tendances Nouvelles. Organe official de l’Union International des Beaux-Arts et des Lettres, [1909]. - Кандинский. Ксилографии. Париж, [1909]. [4] с., 5 л. илл. 32,3 х 32,2 см. Тираж 1000 экз. Первое прижизненное издание работ В.Кандинского и первая книга, с которой можно вести отсчет истории русского авангарда. В бумажной издательской папке, выполненной в технике гравюры на дереве В.Кандинским, и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Издание имеет художественную и историческую ценность. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки. Редкость.

Представленный экземпляр является первым прижизненным изданием работ основоположника абстракционизма Василия Васильевича Кандинского. В издание включено пять ксилографий на отдельных листах, посвященных сюжетам Древней Руси, текст Жерома-Массе (Gerome-Maesse), титул и перечень ксилографий. Ксилографии следующие: Всадники; Птицы; Церковь; Березы; Женщины меж деревьев. Ксилографиями также оформлен лист с перечнем иллюстраций, передняя и задняя крышки папки. В основу сюжетов легли восточно-славянские былины, песни и предания.

Издание было выпущено в Париже в 1909 г. тиражом 1000 экземпляров, ксилографии отпечатаны в технике гелиогравюры. В левом нижнем углу каждой гравюры авторская монограмма «К» в треугольнике. В.В.Кандинский издал альбом за собственный счет и долгое время считал его своей визитной карточкой. Он отражает заключительный этап поисков художника на пути перехода от предметного искусства к абстрактному. Это результат первого десятилетия профессионального художественного творчества. Мастер уходит в народную «наивную» знаковую систему, свойственную лубку, Городецкой росписи или сюжетной резьбе по дереву. Художник нащупывает предел предметности, ее границы, разомкнув которые можно перейти в мир чистой абстракции. Эти работы В.В.Кандинского обозначили новый вектор развития искусства для Франции и всего мира, породили новые направления.

Серия построена на минималистичных художественных средствах. Здесь в лаконичных формах сошлось несколько смысловых и творческих узлов. Отказ от использования цвета. Черные и белые цветовые пятна и линии. Природные линии доминируют, сталкиваются с геометрическими фигурами. Все самостоятельные детали рисунков задают ритмы и организуют пространство, воспроизводя в голове зрителя заданные образы и смыслы. В.Кандинский использует черный фон листа для усиления восприятия. Минимализм серии созвучен нашим скудным знаниям о далеком прошлом и схематизму фольклора.

В.В.Кандинский сумел в своей серии создать новый способ выразительности. Художник активно использует в этой работе психологию восприятия. Наш мозг в узнавании образов вещей действует через сравнение нового с уже виденным: достаточно лишь нескольких ключевых признаков предмета. Применен принцип абстрагирования от лишних деталей. Мозг находит способы проведения аналогий между реальностью и миром художника. Так мы связываем в целостные образы разорванные линии, геометрические фигуры, цветовые пятна, организованные по замыслу в структуры. Сознание само проводит границы между предметами, тогда как в большинстве случаев на ксилографиях этих границ нет.

Другой важный момент: в абстракции В.Кандинский ищет универсального синтеза музыки и живописи. Музыка - средоточие художественно-духовного начала. Именно поэтому серия открывается изображением нотного стана. В нем записана короткая музыкальная фраза, столь же простая по форме и глубокая по содержанию, как названия и изображения ксилографий. Энергетика линий и пятен создает музыкальный ритм, переданный визуальными средствами. Через образы художника начинают быть видны важные для него понятия: «внутренняя необходимость», «внутреннее звучание», «внутренняя вибрация». Их он описал и объяснил в следующей своей работе - «О духовном в искусстве».

Представленный экземпляр полный и без дефектов. Особенности печати и бумаги не вызывают сомнений в его подлинности. Издание ксилографий В.В.Кандинского относится к числу редкостей, обладает высоким художественным значением, представляет большой интерес для музеев и специализированных отделов библиотек.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - важнейшая фигура в русском авангарде, художник, выдвинувший новые принципы, на которых стало существовать искусство XX-XXI в.в. Родился в Москве, потомок сибирских каторжан, ставших купцами в Нерчинске, а также мансийского и тунгусского княжеских родов. Его отец был потомком Кандинских князей. В юности В.В.Кандинский получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, блестяще окончил юридический факультет Московского университета, на котором в 1893 г. начал преподавать. В 1889 г. он участвовал в фольклорной экспедиции в Вологодскую губернию. Его приглашали профессором в Дерптский университет. Но в 30 лет В.В.Кандинский решает стать художником. Этому способствовала выставка работ Клода Моне, прошедшая в Москве в 1895 г. Началом погружения в новую профессию стала работа художественным директором типографии «Товарищества И.Н.Кушнерева и К°», одной из лучших типографий России, выпускавшей иллюстрированные книги.

С 1897 г. В.В.Кандинский учился живописи в Мюнхене. Сначала - в знаменитой частной студии А.Ашбе, затем в Мюнхенской Академии художеств. С 1901 г. В.В.Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой преподавал. Он находился в тесном общении с художниками-экспрессионистами и выдающимися русскими мастерами графики, учившимися и работавшим в Германии: Д.Н.Кардовским, М.В.Добужинским, И.Я.Билибиным, К.С.Петровым-Водкиным и др. В 1909 г. В.В.Кандинский организовал «Новое Мюнхенское художественное объединение», в 1911 г. - альманах и группу «Синий всадник». Тогда же у него прошла первая персональная выставка. В 1910 и 1912 г.г. В.В.Кандинский участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи. В России в первые годы после революции В.В.Кандинский преподавал во ВХУТЕМАСе, был избран вице-президентом РАХН, инициатором создания которой являлся. В 1920-х г.г. он работал в немецкой школе «Баухаус», где стал одним из ключевых теоретиков искусства и получил всемирное признание.