Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Неуструев С.П. Словарь волжских судовых терминов. Нижний Новгород, 1914. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкое провинциальное отраслевое издание.

Автор: Неуструев С.П.
Год издания: 1914


Неуструев С.П. Словарь волжских судовых терминов: Объяснение современных и старинных слов, в связи с историей волжскаго судоходства. С рисунками в тексте. Нижний Новгород, электро-типография Г.Искольдскаго, 1914. 320 с., с илл.; 1 л. портр. 24,7 х 15,7 см. Словарь был удостоен Почетного отзыва и премии Анненской комиссии при Российской Академии наук. Не переиздавался. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкое провинциальное отраслевое издание.

Этот очень необычный словарь был написан Семеном Петровичем Неуструевым, человеком поколения, воспитанного Великой реформой. Из муромского мальчика-босяка, прошедшего один класс уездного училища, он, благодаря талантам и хватке, стал капитаном. 30 лет водил по Волге самые разные суда и стал капитаном паровых речных гигантов. В 1890-е г.г. его пригласили преподавать лоцию и речную практику в Нижегородское речное училище. И неспроста. С.П.Неуструев первым исследовал волжский фарватер. Он настолько хорошо изучил «характер» реки, что подготовил к печати атлас лоций Волги и «Курс речной практики», составил два научных труда, удостоенных почетных отзывов высших научных учреждений России. Его «Практическая карта р. Волги», изданная в 1892 г., получила почетный отзыв Русского географического общества и была удостоена двух медалей на выставках.

С первых лет Великой реформы в России бурно начал развиваться капитализм. Это стимулировало расцвет парового и гужевого коммерческого судоходства. К концу XIX века речные перевозки товаров и людей по Волге стали важной отраслью российской экономики и культуры. Они превратились в предмет национальной гордости. Автор задумывал свою книгу как памятник развития отрасли речного транспорта в определенную эпоху. В своем творчестве он был никем не ограничен в стремлении к полноте. Пояснительные статьи к терминам включают исчерпывающую детализацию реалий речных транспортных перевозок. С.П.Неуструев представил всю волжскую экономику в мельчайших подробностях с ценами на хлеб, тарифами за провоз товаров, рынками сбыта, услугами бурлаков и грузчиков на пристанях.

Профессиональный язык волжских речников складывался как раз в 1860-х г.г., вбирая в себя старые, дореформенные элементы и новые термины. Словарь запечатлел целую эпоху русского внутреннего судоходства и речного быта. Особая его ценность - в очень широком охвате пластов лексики. Это и профессиональная лексика речного флота, и производственная, и купеческо-ремесленный словарь - названия товаров, инструментов, деталей. Немалое место в словаре занимают этнографические понятия, например, наименования представителей разных этно-профессиональных групп. В книге представлены и специальные термины, бывшие в ходу в портах, торговых поволжских городах, на хлебных и сырьевых биржах. Рассмотрены типы и устройство кораблей, барж, буксиров, грузовых лодок, история и деятельность пароходств. Представлена информация о предпринимателях и судовых магнатах, о заводах, производивших речную технику, о судостроении и пр.

В ряде статей представлена история Волжского коммерческого судоходства. Одной из заметных черт его до-парового этапа были «мокшаны». Этот тип судов использовался для перевозки хлеба в Рыбинск. Эти грузовые лодки, имевшие в длину до 40 сажен и поднимавшие на борт до 54 тысяч пудов товара,  строились на реке Мокше и от нее получили название. Эта и другие реалии уводят нас в торговые перевозки и отношения XVII-XVIII в.в.

Формирование речной лексики было живым процессом. Он представлен в словаре в терминах, которые передают реакцию людей на природу, климат, ландшафт, оптические эффекты воды, связанные с предметами и временем суток. Так, глаголом «оттеняет» обозначали то, что в ночное время при свете луны или прожекторов тень от леса, гор или крутого берега не давала видеть береговую линию и создавала опасность столкновения с ним. А ягутками, например, называли сначала бурлаков, а затем матросов, происходивших из Рязанской и Тамбовской губерний. 

Словарные статьи создают живые образы профессиональной деятельности перевозчиков и жизни самой реки. Знание жизни Волги было важно для речных капитанов и лоцманов: здесь менялись русла и фарватеры, вода подмывала берега при весенних разливах, и т.д. Дана разнообразная инженерно-техническая и профессиональная информация. Например, в объемной статье про якоря разобраны их типы и конструкции, способности сцепления с дном, особенности применения на разных моделях судов различных видов якорей, толщина использованных цепей, и т.д. Детально описаны волжские шлюзы, строительство которых началось при царе-инженере Николае I. За проход шлюзов с коммерческих судов бралась плата. Приводится регламент ее взимания, места расположения и устройство шлюзов. Интересна история Мариинской системы. Эта сеть каналов была задумана еще при Петре I и введена в эксплуатацию в начале XIX века.

Широко представлены хозяйственно-экономические реалии Поволжья второй половины XIX - начала ХХ в.в., в том числе транспортировки нефти. «Ямами» назывались резервуары для налива черного золота с судов и его хранения. Такие ямы находились на Заячьем острове в Астрахани, в Нижнем Новгороде близ Сормова, и т.д. Они вмещали в себя до миллиона пудов сырья. В начале ХХ века эти хранилища стали заменяться металлическими баками. Составлять свой уникальный словарь С.П.Неуструев начал еще в 1893 г. и с перерывами работал над ним почти двадцать лет.