Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Новый Иерусалим. Литографировал Бишебуа. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Редкая коллекционная сохранность. Представляет художественную ценность.

Автор: Бишебуа Л.П.А., Дациаро И.Х., Лемерсье Ж.
Год издания: 1847


Новый Иерусалим. / Окрестности Москвы № 27. - Литографировал Бишебуа. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. - Le Nouveau Jerusalem. Lith. Bichebois. Imp. par Lemercier. M.-Spb, publie par Daziaro, 1840-s aa. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Размеры в паспарту: 46,5 х 51,3 см. Размеры оттиска: 24,7 х 33 см. Редкая коллекционная сохранность. Представляет художественную ценность.

На литографии изображен Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, замысел и начало строительства которого принадлежат патриарху Никону, создававшему его как новый центр православия, а также как собственную резиденцию. Монастырь стал последним пристанищем опального иерарха, местом, где он и был похоронен.

Ново-Иерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 г. Он был задуман как уникальный, не имевший доселе аналогов в архитектуре и культуре. По замыслу патриарха, под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины, главный собор должен был копировать храм Гроба Господня в Иерусалиме, река Истра была переименована в Иордан. Окрестные деревни и холмы также получили Библейские названия, такие, как Сион, Вифания, Фавор, Елеон, Кедрон. Однако масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, являясь именно прообразом Святой Земли.

По замыслу патриарха Никона, главный Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме с использованием чертежей Иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам Палестинской святыни, повторена и схема размещения отдельных помещений. Однако внутренняя и внешняя отделка, придуманная лично Никоном, совершенно другие.

Русский патриарх не успел достроить комплекс до конца. Монастырь продолжал возводиться и после его смерти. Многие выдающиеся европейские и российские архитекторы внесли свой вклад во внешний облик этого архитектурного комплекса. В годы Великой Отечественной войны Воскресенский собор и колокольня были взорваны отступавшими немцами. В настоящее время монастырь полностью восстановлен.

Литография исполнена французским художником и литографом Луи Пьером Альфонсом Бишебуа (1801-1850). Он стал известен в 1824 г., когда впервые выставил в Парижском Салоне виды французских городов и провинций. Позднее Л.Бишебуа много занимался литографией, исполняя различные виды городов, архитектурные пейзажи, ландшафты по своим и чужим оригиналам, выполнял заказы лучших парижских литографических мастерских Энгельмана, братьев Тьерри, Лемерсье. Хорошо известны его литографированные виды русских городов для «Живописной России …» (1834-1839), виды Макарьевской ярмарки (конец 1830-х г.г.), городов и заводов Урала, усадьбы «Марфино» графа Панина (1840-х г.г.) и др.

Гравюра была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро. Фирма работала в Москве, С.-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к              1830-1865 г.г.

Изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро.

Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества.

Характер и техника печати, качество и сохранность оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.