Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пощечина Общественному Вкусу. [В защиту свободного искусства: Стихи. Проза. Статьи]. Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, А.Крученых, В.Кандинский, Б.Лившиц, В.Маяковский, В.Хлебников. М., 1912. Тираж 600 экз. В изд. обложке из мешковины и в совр. футляре. Редкость.

Автор: Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, А.Крученых, В.Кандинский, Б.Лившиц, В.Маяковский, В.Хлебников.
Год издания: 1912


Пощечина Общественному Вкусу. [В защиту свободного искусства: Стихи. Проза. Статьи]. Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, А.Крученых, В.Кандинский, Б.Лившиц, В.Маяковский, В.Хлебников. [М.], издание Г.Л.Кузмина, [1912]. 112, [2] с. 23 х 17,1 см. Тираж 600 экземпляров. Знаменитый программный сборник русских кубофутуристов-«будетлян», ставший их первым совместным проектом как объединения. В издательской обложке из мешковины. В современном художественном футляре. Отличная сохранность. Первая поэтическая публикация В.Маяковского. Представляет историческую и художественную ценность. Редкость.

Библиография: Лесман, № 1835 (экз. А.Блока), 1836; Розанов, № 4959; Жевержеев, № 2244; Марков В.Ф. «История русского футуризма», Спб., 2000; The Russian avant-garde book.1910-1934 (Judith Rothschild foundation, № 12), р. 63.

Сборник «Пощечина Общественному Вкусу» вышел 18 декабря 1912 г. Он стал знаменит благодаря сопровождавшему его одноименному Манифесту кубофутуристов, самому яркому программному произведению 1910-х г.г. Первый сборник поэтической группы «Гилея» рассматривался авторами как провокация, должен был потрясти устоявшиеся художественные вкусы, ошарашить литературное обывательство. На эту цель работали текст, предисловие-манифест, обложка из дерюги, заглавие. Сборник попал в цель, вызвав бурю негодования критики. В нем кубофутуристы впервые публикуют одноименный манифест и подписывают его. Их предыдущие манифесты были анонимны. Авторами манифеста были В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и В.Хлебников. Это был единственный их опыт совместной работы над одним произведением. Каждая фраза манифеста рождалась в бурном обсуждении.

Сборник можно считать официальным рождением новой литературной группы. Вместо прежних оправданий своего зыбкого существования новое художественное объединение впервые перешло в дерзкое наступление, сформулировав основу позитивной программы, выразившуюся в «приказах» писателям с требованием словоновшества и утверждения красоты Самоценного (самовитого) слова. Сборник привлек пристальное внимание к новой группе единственным возможным в таких условиях способом - через литературный «скандал», выразившийся в первоначальной травле молодых и нахрапистых литературной критикой. «Пощечина» быстро разошлась и уже в 1913 г. продавалась как редкость.

Манифест был кратким и афористичным. Главный его провокационный лозунг - «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности» - в любое время звучит вызывающе, а в эпоху тотального модерна он крушил сознание и призывал к возмездию. Многие формулировки были неприемлемы и для самих участников объединения. Так, Б.Лившиц спал с Пушкиным под подушкой, и после первого прочтения Манифеста в уже вышедшей книжке волосы на его голове зашевелились. А.Крученых выискивал в «Евгении Онегине» нестандартные образы и словоупотребления, ловя на них мнимых знатоков литературы. А Хлебников во время работы над Манифестом пожалел сбрасывать с парохода Михаила Кузмина, потому что «Кузмин - он нежный»... Для наиболее радикальных гилеевцев этот лозунг был гротескным призывом к освобождению языка и фантазии, художественного исхода из мира рационального в совершенно иное творческое измерение нового поэтического языка.

В сборнике больше половины места отведено поэзии и прозе Велимира Хлебникова, которого уже давно все считали сумасшедшим, а литературные журналы не решались печатать. На страницах «Пощечины» опубликованы: «Девий бог», «Памятник», «И и Э», «Бегство Алферово», «Конь Пржевальского», ряд стихотворений, в том числе «Бобэоби» и «Кузнечик». Эти произведения раздвигали возможности слова до пределов, ранее немыслимых, обращаясь к древним сюжетам мифов, летописных преданий, научным открытиям этнографов, лингвистов и фольклористов, на материале которых В.Хлебников генерировал слова, их новые связи и не имевшие аналогий образы.

Двумя стихотворениями представлено раннее творчество В.Маяковского («Ночь» и «Утро»), учившегося тогда в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где и произошло его знакомство с главным мотором группы «Гилея» Давидом Бурлюком. В своих стихах молодой поэт испытывал на прочность «обратную» рифму и комбинировал художественное слово с живописью. Его стихи были звуковыми картинами из цветовых пятен и эмоционально-динамических линий. Стихи в «Пощечине» стали первой поэтической публикацией В.Маяковского.  

В сборнике напечатано стихотворение А.Крученых «Старые щипцы заката». Б.Лившиц поместил в издании вызвавшее наибольшее количество нападок в прессе стихотворение «Люди в пейзаже», вдохновленное картиной А.Экстер. С необычайно выразительной прозой, воспевающей страну «покинутых храмов и жертвенников», выступил Н.Бурлюк, впервые, таким образом, обнародовав факт существования Гилеи - мифической родины будетлян («Тишина Эллады»). Ему же принадлежат два рассказа «Смерть легкомысленного молодого человека» и «Солнечный дом». Сборник содержит и теоретическую часть - статьи Н.Бурлюка «Кубизм» и «Фактура» и В.Хлебникова - «Образчик словоновшеств в языке» и загадочный и герметичный «Взор на 1917 год», в котором он на основании изучения «законов времени» предрекал в 1917 г. наступление мирового события.

Предыстория сборника по воспоминаниям А.Крученых такова. Летом 1912 г. они с В.Маяковским снимали мансарду на даче в Соломенной Сторожке, возле Петровско-Разумовского. Их соседями были авиатор Георгий Кузмин и музыкант Сергей Долинский. Оба они были искренно заинтересованы новым искусством и очень хорошо относились к своим богемным друзьям. Георгий Кузмин вошел в круг раннего русского авангарда через своего младшего брата Леонида, скульптора и художника-футуриста, ближайшего друга Маяковского, учившегося с ним вместе в студии П.И.Келина. В.Маяковский увлек Г.Кузмина и С.Долинского и они профинансировали издание «Пощёчины», материал для которой был уже собран. Также молодые меценаты помогли кубофутуристам издать первый собственный сборник В.Маяковского «Я!» и «Требник троих», увидевшие свет в 1913 г.