Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Уголки Сергиева Посада: Автолитографии Владимира Соколова. М., 1922. Нумерованный экземпляр (один из 500) изящного библиофильского издания. В издательской папке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Соколов В.И.; Адарюков В.Я.
Год издания: 1922


Уголки Сергиева Посада: Автолитографии Владимира Соколова. [Текст проф. В.Адарюкова]. М.: Книгопечатник, 1922. [2], 8, [2] с.; 14 л. илл. 29,6 х 22,7 см. Тираж 1700 экземпляров, из них 500 нумерованных и 25 именных. Нумерованный экземпляр изящного библиофильского издания. В издательской папке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Редкость.

Идея cоздания настоящего альбома появилась у В.И.Соколова еще в 1918 г. Тогда же художник сделал наброски и пробные оттиски. Но в период Гражданской войны издательский проект осуществить не удалось. Работая над альбомом «Уголки Сергиева Посада», В.И.Соколов взял за основу старые литографии 1840-х г.г., изображающие виды Троице-Сергиевой лавры и посада и, заимствуя технику и общий характер старинных мотивов, создал альбом, состоящий из 14 литографий:

1) Торговые ряды;
2) Блинные ряды;
3) Общий вид Лавры;
4) Ярмарка на десятую пятницу;
5) Уголок Пятницкой башни;
6) Кельи у Каличьей башни;
7) Крылечко у Соляной Башни;
8) Уголок Лавры;
9) Музей духовного быта;
10) Штатная Слободка;
11) Уголок Лавры;
12) Покой наместника;
13) Южная сторона Лавры;
14) Весной в стенах монастыря.

Эти превосходные литографии по рисунку, тонкости исполнения, гармоничности тона напоминают, по мнению известного историка искусства В.Я.Адарюкова, знаменитые работы В.Ф.Тимма, представляющего блестящую эпоху расцвета литографии в России. Литографиям В.И.Соколова свойственны элегичность и тихая грусть, видна любовь к старине, большой вкус в выборе мотивов, художественное чутье, напряженное любование натурой, тонкая и гармоничная передача природы города.

В 1922 г. в России с введением НЭПа началось возрождение художественных изданий, того, что можно назвать «Livre d’artist». Издательством «Книгопечатник» был запланирован выпуск целой серии альбомов работ лучших российских художников-графиков: С.В.Герасимова, А.И.Кравченко, И.Н.Павлова, А.А.Сидорова, В.И.Соколова, В.Д.Фалилеева и др. Настоящий альбом был первым в этой серии. Он вышел еще до проведения денежной реформы по укреплению рубля, поэтому за нумерованный экземпляр указана цена 4 000 000 руб., а за именной - 5 000 000 руб. Альбом печатался по предварительной подписке.

Владимир Иванович Соколов (1872-1946) - живописец, график, мастер лирического пейзажа, был первым художником эпохи модерна, который возродил технику литографии. К тому времени эта техника почти вышла из употребления в репродукционной книжной графике в силу своей трудоемкости и дороговизны. Владимир Иванович воскресил ее для художественных, а не репродукционных целей.

В.И.Соколов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, был одним из самых любимых учеников И.Левитана. С 1894 г. - активный участник выставок. Получил Золотую медаль на международной выставке в Париже, Бронзовые медали - на выставках в Льеже и Милане. В числе пяти москвичей, вместе с И.Левитаном, С.Малютиным и В.Переплетчиковым, был приглашен С.П.Дягилевым для участия в первой выставке «Мир искусства». В начале 1900-х г.г. работал в Сергиево-Посадской художественной мастерской, с 1916 г. - в эстампной мастерской И.Д.Сытина. Создал альбомы автолитографий: «Сергиев Посад», «Старая Москва», «Ростов Великий» и др. Оформлял трехтомник русских народных сказок А.Н.Афанасьева. Персональные выставки художника проходили в Москве и в Загорске. Произведения В.И.Соколова хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Астраханской областной картинной галереи, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.