Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Всероссийский испытательный автомобильный и мотоциклетный пробег 1923 г.: Псков - Петроград. М., 1923. Книжка-«раскладушка» с планом отрезка маршрута первого советского автопробега. В издательской обложке и в современном футляре. Очень хорошая сохранность

Автор: Без автора
Год издания: 1923


Всероссийский испытательный автомобильный и мотоциклетный пробег 1923 г.: Псков - Петроград. М., издание «Автопромторга», 1923. 16,6 х 11,3 см. Книжка-«раскладушка» с планом отрезка маршрута первого советского автопробега. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Начало возрождения российского автопрома после Октябрьской революции принято вести с 1923 г., когда был создан «Автопромторг» и проведен первый Всероссийский автомобильный пробег. Пробег получил огромный общественный резонанс. Ему было посвящено несколько специальных изданий и множество статей в прессе и журналах. И.Ильф и Е.Петров, когда писали «Золотого теленка», многие детали и зарисовки взяли из впечатлений от автопробега, отразившихся в публикациях.

Автопробег был призван подготовить почву для зарождения массового автомобилизма. К этому времени практически весь дореволюционный автопарк был уничтожен, в том числе и по причине неумелого обращения с техникой, отсутствия квалифицированных механиков. На заводах машины к началу состязания собирали из руин. Результаты автопробега позволили выявить лучшие марки и модели автомобилей, наиболее подходящие для отечественных дорог. Конструкции их были положены в основу создания собственных первых автомобилей.

Пробегу придавалось исключительно большое значение. Об этом говорит и тот факт, что почетным председателем оргкомитета является Председатель ВЦИК М.И.Калинин, а почетными членами Комитета автопробега - советские вожди, в том числе Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, А.И.Рыков, Л.Б.Каменев, Ф.Э.Дзержинский и др.

Начался автопробег 11 сентября 1923 г. с Красной площади от стен ГУМа. Маршрут лежал из Москвы через Юхнов, Смоленск, Витебск, Псков в Петроград, и далее - через Новгород и Тверь обратно в Москву. Он составлял 1823 версты по сложнейшему российскому «бездорожью». Представители европейских и американских фирм-производителей понимали, что, как их техника и гонщики покажут себя в автопробеге, так и будет СССР покупать их автомобили и технологии.

В издании представлен маршрут пробега на отрезке от Пскова до Петрограда. Расстояние между городами составляло 255 верст. В «легенде» брошюры даны условные обозначения для губернских, уездных и безуездных городов, местечек и сел, деревень и поселков, железных дорог, шоссе, почтовых дорог, мостов, выбоин на шоссе и участков с заплатами из щебня, подъемов и спусков на мостах и трассе, железнодорожных переездов.

Большую часть расстояния, от Пскова до Сиворицы, дорога была очень сложной и по рельефу, и по низкому качеству поверхности, поэтому все детали пути были указаны в плане с обозначением расстояний до особо проблемных участков. Даются названия населенных пунктов и других топонимов, направлений ответвляющихся дорог. Сообщается об особо опасных препятствиях, например, порогах при въезде на некоторые мосты. Часто на маршруте одновременно был сложный рельеф, плохое покрытие и резкие повороты, что особенно затрудняло движение. Такие маршрутные карты отрезков пробега имели практическое значение во время самого пробега и не хранились долго. Поэтому экземпляры издания почти не встречаются на антикварном книжном рынке.

Всего в пробеге участвовало более 100 машин. Из 50 легковых автомобилей нашу страну представляли 17. Были два новых «Руссо-Балта», остальные - старые, неоднократно ремонтированные «Пирсарроу», «Гайнеслоком», «Стевер», «Локомобиль» и т.д. «Руссо-Балты» были собраны кустарным способом из деталей, произведенных еще до революции. Они оставались штучными автомобилями ручной работы. Среди участников были представители всех стран, производивших автомобили. Автомобильные концерны США, Германии, Италии, Франции и других стран отправили на пробег новейшие образцы своих производств и лучших гонщиков. Список участников был очень представительным, в автопробеге участвовали гонщики даже мировой величины, например, лучший немецкий гонщик того времени Зайлер на «Мерседесе» и итальянский заслуженный автомобилист Каньо.

Издание было выпущено Торгово-промышленным авто-транспортным акционерным обществом «Автопромторг» - государственным трестом, основанным в мае 1923 г. для создания автопромышленности и организации транспортного сообщения. Его основной капитал составлял 7 500 000 золотых рублей. Акционерами выступали отраслевые наркоматы, предприятие «Азнефть» и ряд коммунистических хозяйств. «Автопромторг» должно было наладить производства автомобилей, тракторов, мотоциклов, велосипедов, комплектующих и инструментов, продавать их в России и поставлять заграницу. В его же функции входило автомобильное сообщение и ремонт транспорта.