Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Симонов монастырь. Литографировал Бишебуа. М.-Спб.; Париж, издание Дациаро, мастерская Лемерсье, [1840-е г.г.]. Тоновая литография в раме и бархатном паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Бишебуа Л.П.А., Дациаро И.Х., Лемерсье Ж.
Год издания: 1845


Симионов монастырь. Москва. № 28. Литографировал Бишебуа. М.-Спб.; Париж, издание Дациаро, мастерская Лемерсье, [1840-е г.г.]. - Couvent de St. Simeon. Moscou. № 28. Lith. par Bichebois. M.-Spb.; Paris: publie par Daziaro, Imp. de Lemercier [1840-s aa.]. Тоновая литография в раме и бархатном паспарту. Подписи на русском и французском языках. Размеры в раме: 57,3 х 62,7 см. Размеры оттиска: 31,5 х 35,8 см. Отличная сохранность. Литография представляет историческую и художественную ценность. Редкость.

Литография была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро (Daziaro). Фирма работала в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства Дациаро относится к 1830-1865 г.г. В России фирма была основана Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), итальянцем по рождению, купцом второй гильдии.

Изображение было литографировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Мастерская Лемерсье относилась к числу лучших художественных литографий Европы. Она была основана учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. После 1840 г. продукция Дациаро печаталась преимущественно в мастерской Ж.Лемерсье.

Литография исполнена французским художником и литографом Луи Пьером Альфонсом Бишебуа (1801-1850). Он стал известен в 1824 г., когда впервые выставил в Парижском Салоне виды французских городов и провинций. Позднее Бишебуа много занимался литографией, исполняя различные виды городов, архитектурные пейзажи, ландшафты по своим и чужим оригиналам, выполнял заказы лучших парижских литографических мастерских Энгельмана, братьев Тьерри, Лемерсье. Хорошо известны его литографированные виды русских городов для «Живописной России …» (1834-1839), виды Макарьевской ярмарки (конец 1830-х г.г.), городов и заводов Урала, усадьбы «Марфино» графа Панина (1840-х г.г.) и др.

Техника печати и особенности бумаги не вызывают сомнений в подлинности представленного листа.

Мужской Симонов Успенский монастырь был основан в 1370-х г.г. преподобным Федором, племянником Сергия Радонежского, при правлении князя Дмитрия Донского, и являлся одним из самых крупных и богатых монастырей Москвы. Главный собор монастыря - храм Успения Пресвятой Богородицы - был освящен в 1405 г. В нем хранилась Тихвинская икона Божьей Матери. В 1620-е г.г. князья Мстиславские построили каменную церковь Одигитрии рядом с Успенским собором. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы над восточными воротами была основана в середине XVII века на средства боярина Юрия Кулешова.

В монастыре останавливался при поездках в Москву прп. Сергий Радонежский. В обители в разное время обучались знаменитые церковные иерархи Кирилл Белозерский, митрополит Иона, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн, патриарх Иосиф. Здесь жил и работал Максим Грек.

В XVI веке архитектор Федор Савельевич Конь построил башни и стены обители на средства боярина Владимира Григорьевича Ховрина. В течение XVII века крепостные стены и башни были отстроены заново, башни получили шатровые завершения. В XVI-XVII в.в. монастырь входил в пояс укреплений, защищавших подступы к городу с юга и использовался в военных целях. В 1591 г. он отразил набег войск крымского хана Казы-Гирея. В память об этов в 1591-1593 г.г. над Святыми воротами была построена Спасская церковь.

Новая трапезная была построена в 1683 г. в стиле московского барокко архитектором Осипом Старцевым. Она стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. На литографии ее фронтон возвышается над стеной правее Успенского собора.

В 1771 г. в рамках политики секуляризации Екатерина II упразднила монастырь. Здесь был открыт карантинный пункт для зараженных чумой во время большой эпидемии в Москве. В 1795 г. обитель по прошению московских купцов была восстановлена.

В 1812 г. Симонов монастырь был ограблен французами и пострадал от пожара. С 1820-х г.г. в нем шли восстановительные работы. В 1835-1839 г.г. на средства купца И.Игнатьева по проекту К.Тона была перестроена надвратная колокольня. Ее воздвигли в пять ярусов в русско-византийском стиле. На первом находились Святые врата, на втором - храм во имя Александра Невского и Иоанна Цареградскаго, выше - колокола и часы. Постройка вместе с крестом достигала в высоту без малого 100 метров. В 1834-1843 г.г. архитектор Евграф Тюрин реконструировал Знаменскую церковь над восточными вратами. После окончания строительства она была переосвящена во имя Николая Чудотворца.

Большевики в 1930 г. уничтожили основные постройки на территории обители. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные храмы, Сторожевая и Тайницкая башни с прилегающими к ним сооружения. Уцелели южная стена с тремя башнями, трапезная с Тихвинской церковью и некоторые служебные здания. На месте монастырского некрополя в 1937 г. по проекту братьев Весниных был построен Дворец культуры ЗИЛа. После передачи в 1991 г. монастыря Русской православной церкви началось его восстановление.