|
Поморские ответы. Б.м., издание Мануиловского Никольского монастыря, 1884. XXII, 352 c. 22,8 x 14,8 см. Нелегальное старообрядческое издание. Текст на церковно-славянском языке. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность. Издание представляет историческую ценность. Редкость.
Библиография: Международная книга, 55-3267.
Поморские ответы («Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») были созданы в Выговской старообрядческой пустыни в 1723 г. в ответ на 106 вопросов, присланных на Выг миссионером Неофитом по указу Петра I от 22 апреля 1722 г. К концу июня 1723 г. рукопись «Ответов» была сдана в канцелярию Петровских заводов. В сентябре состоялся публичный диспут Неофита с выговскими отцами Мануилом Петровым и Иваном Анкидиновым, после чего вторая из двух «официальных» рукописей «Ответов» была выслана в Синод. Кроме того, существовали списки, сделанные для самой Выгорецкой общины.
Текст «Ответов» был коллективным трудом группы книжников Выга во главе с Андреем Денисовым. Выговские отцы собирали документальные свидетельства и материалы для этого полемического сочинения. Помощниками Андрея Денисова были его брат Семен, Трифон Петров и Леонтий Федосеев. «Поморские ответы» - главная апологетическая книга старообрядцев. В ней подробно разбираются поставленные Неофитом вопросы о старых и новых книгах, обрядовых расхождениях, об иерархии и таинствах, некоторые вопросы догматического характера. Указываются причины отделения старообрядцев от официальной церкви, приводится комментированный перечень искажений истинной веры, привнесенных никоновскими реформами. В «Ответах» исследуется вопрос о том, «православно ли имели веру всероссийские земли от начала крещения». Эрудированные авторы «Ответов» смогли привести очень веские исторические основания в пользу старых обрядов.
Авторы доказывают, что двуперстие пришло на Русь с введением христианства князем Владимиром и является более традиционным и правильным, что служило в защиту старообрядцев. Аналогичным образом защищается пение сугубой «аллилуйи». В ряду доказательств истинности старой веры представлен целый комплекс церковно-археологических аргументов, среди них: свидетельства исторических источников о «двуперстных» иконах, известных русских святых и подвижниках, крестившихся двумя перстами, анализ содержания древних литургических рукописей. Новым для богословской и светской науки того времени методом стала критика подложных документов: староверы доказали подложность так называемого «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина», приводимого Русской православной церковью в качестве одного из доказательств истинности «новых обрядов» и относимого ею к XII веку.
Задачей Поморских ответов была защита древности и истинности русской церковной традиции и права следовать ей, не присоединяясь к новообрядной церкви. Авторы сочинения постоянно апеллируют к авторитету св. апостолов, св. отцов и Вселенских соборов, заповедям которых они неизменно следовали и следуют. Обращаются староверы и к авторитету некоторых русских авторов, например, Максима Грека, а также к отдельным важным для старообрядцев книгам, в том числе изданным на Московском печатном дворе незадолго до раскола, «Кирилловой книге» и «Книге о вере».
До сих пор не найден оригинал «Поморских ответов», датированный июнем 1723 г. и имевший личную подпись Андрея Денисова. В 1723 г. и в последующие несколько лет на Выгу было сделано несколько копий с данного оригинала. Весьма интересен экземпляр «Поморских ответов» из собрания старообрядческих Белокриницких митрополитов (БАН, Белокриницкое собр., № 81), написанный во второй четверти XVIII века. Эта рукопись, найденная сотрудниками Библиотеки Академии наук в с. Белая Криница на Буковине, послужила оригиналом для первого (нелегального) старообрядческого издания «Поморских ответов», осуществленного в Мануйловском Никольском монастыре в 1884 г. Текст издания был дополнен также по спискам из библиотек Ясской Успенской церкви и Мануйловского монастыря.
Типография при молдавском старообрядческом Мануйловском Никольском монастыре была создана в 1875 г. в Мануйловке. Часть тиража книг вывозилась в Россию и распространялась разными путями, в частности, на Макарьевской ярмарке. Одним из первых изданий, напечатанных в Мануйловском монастыре, был Номоканон с чиновником (1877 г.). В 1883 г. вышел в свет Часослов, в 1884 г. - Поморские ответы. Деятельность типографии вызывала острую реакцию со стороны представителей официального православия.