Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Абалкин Н. Система Станиславского и советский театр. М., 1954. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. С автографом автора.

Автор: Абалкин Н.
Год издания: 1954


Абалкин Н. Система Станиславского и советский театр. Издание второе, дополненное и переработанное. Под редакцией профессора П.А.Маркова. М.: Искусство, 1954. 392, [4] с.; 1 л. портр. 20 х 13 см. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. На переднем форзаце автограф автора: «Дорогой и верной подруженьке Тосеньке - вдохновительнице моей души и моего пера с любовью и нежностью скромный автор. 3.IV.54 г. Николай».

Николай Александрович Абалкин ( 1906-1986) - советский театральный критик, литературовед и журналист. В 1940 г. окончил режиссерский факультет ГИТИС, затем работал режиссером в Куйбышевском краевом драматическом театре им. М.Горького. В 1946 г. поступил в только что учрежденную Академию общественных наук при ЦК ВКП(б) и был среди первых ее выпускников (1949). Затем стал работать в редакции газеты «Правда», был многолетним заместителем главного редактора, возглавляя отдел литературы и искусства.

Литературную деятельность Н.А.Абалкин начал в 1930 г. Его работы, статьи и рецензии в журналах и газетах были посвящены вопросам развития советского театра, новым спектаклям, а также впечатлениям от многочисленных поездок и встреч по стране и за рубежом. Он был знаком и дружен со многими деятелями культуры, что послужило материалом для его воспоминаний.

 «Система Станиславского и советский театр» - первая книга Н.А.Абалкина. Она вышла в 1950 г. и была переведена на чешский и болгарский языки. Книга посвящена знаменитому русскому режиссеру и театральному деятелю К.С.Станиславскому и разработанной им системе актерской игры.

Система Станиславского возникла как обобщение творческого и педагогического опыта самого К.С.Станиславского и его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства. Он опирался на традиции А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.С.Щепкина. Особое влияние на формирование эстетических взглядов К.С.Станиславского оказала драматургия А.П.Чехова и М.Горького. Развитие системы Станиславского неотделимо от деятельности Московского Художественного театра и его студий, где она прошла длительный путь экспериментальной разработки и проверки практикой.

Задуманная как практическое руководство для актера и режиссера, система Станиславского приобрела значение эстетической и профессиональной основы искусства сценического реализма. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, система Станиславского строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического перевоплощения актера в образ.

Система Станиславского является теоретическим выражением того реалистического направления в сценическом искусстве, которое К.С.Станиславский назвал искусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене. Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссера основной мотив произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную К.С.Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актера и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии - основа системы Станиславского, а целенаправленное, органическое действие актера в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы - основа актерского искусства. Сценическое действие представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют ум, воля, чувство актера, его внешние и внутренние артистические данные, названные К.С.Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих у исполнителя подлинное творческое самочувствие на сцене, составляет содержание работы актера над собой. Другой раздел системы Станиславского посвящен работе актера над ролью, завершающейся органическим слиянием с ней, перевоплощением в образ.

Не считая свою систему завершенной, К.С.Станиславский призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценического творчества, указал путь его развития. Театральные идеи К.С.Станиславского, его эстетика и методология получили огромное распространение во всем мире.