Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

40 лет Коми АССР. 1921-1961: Очерки о развитии экономики и культуры Коми республики. Сыктывкар, 1961. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Мезенцев С.А., Морозов В.С., ред.
Год издания: 1961


40 лет Коми АССР. 1921-1961: Очерки о развитии экономики и культуры Коми республики. Сыктывкар: Коми Книжное Издательство, 1961. 156 с.; 27 л. илл. 25,9 х 19,9 см. На переднем форзаце штамп: «Участнику Всесоюзной конференции по финно-угроведению гор. Сыктывкар 1965 год». В издательском переплете и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.


Юбилейное издание о развитии республики Коми посвящено достижениям советской экономики, промышленности, науки и культуры в этом регионе. Индустриальное освоение района Коми началось в конце 1920-х - начале 1930-х г.г., когда для проведения индустриализации стране понадобились нефть, лес, газ, уголь. В Коми на тот момент практически отсутствовало крупное промышленное производство, трудовые ресурсы, было слабо развито сельское хозяйство. Дореволюционные исследователи нередко приходили к мнению, что развитие края из-за суровых погодных условий останется невозможным.

Социально-экономическая модернизация Коми быстрее всего развивалась в сфере угольной и нефтяной промышленности. Сельское хозяйство в Коми в 1930-1950-е г.г. по темпам развития отставало, но являлось не менее важной отраслью, так как население республики неуклонно росло. Первые сельскохозяйственные опыты, проводимые участниками Ухтинской экспедиции в конце 1920-х - начале 1930-х г.г., показали отсутствие практического опыта в огородничестве у местного населения и, как следствие, необходимость развивать сельское хозяйство. В 1930-1950-е г.г. в сельскохозяйственном производстве совхозов и колхозов Коми АССР стали применяться новые агротехнические приемы и методы, которые позволили акклиматизировать новые высокоурожайные морозоустойчивые культуры, вывести продуктивные породы скота в специфических климатических условиях Севера.

Каждая глава книги изобилует впечатляющими цифрами относительно роста экономики края за 40 лет. Например, в главе, посвященной транспорту, приводятся следующие цифры. До 1917 г. Коми оставался краем полного бездорожья. Все транспортные связи осуществлялись по рекам Печоре и Вычегде и грунтовым дорогам. Для того, чтобы попасть в Печорский край из Москвы, нужно было преодолеть почти 4000 километров: ехать до Архангельска по железной дороге, затем на двух пароходах до Печоры, а внутри края – на лодке, верхом, на телеге. За 40 лет с начала освоения Коми сеть автомобильных дорог разветвилась так, что только Печорская магистраль пресекла республику почти на 1100 километров, что коренным образом изменило транспортно-экономическое положение Коми. С 1940 по 1960 г.г. доля автомобильных перевозок увеличилась в 55 раз. Был построен Печорский участок железной дороги, благодаря которому уголь, нефть и огромные лесные богатства Коми получили широкий выход в центральные области страны.

К этому же периоду относятся первые полноценные исторические исследования народа Коми. Если дореволюционных исследователей более интересовала история христианизации региона, то с конца 1920-х г.г. началась публикация полномасштабных изданий Общества изучения Коми в Усть-Сысольске. Последние главы книги посвящены будущему республики Коми – планам развития народного хозяйства, младшему поколению, воспитательным, культурным и учебным программам.

Издание иллюстрировано множеством снимков, на которых представлены виды полярного Урала и машин, с помощью которых добывали его сокровища – буровые вышки, нефтеперерабатывающие заводы, железнодорожные составы. Виды городов – Ухты, Сыктывкара приводились для сравнения вместе с дореволюционными снимками. Среди многочисленных портретов появились снимки первых поэтов, писателей, художников и композиторов Коми, «золотого фонда» - инженеров и техников; коренных жителей-оленеводов и советских граждан, трудившихся в совхозах и школах.