Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Амур и Уссурийский край. (Как Русские завладели новым краем. - Земля и жители. - Охота и другие промыслы. - Города и порты. - Русские переселенцы). М., 1885. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1885


Амур и Уссурийский край. (Как Русские завладели новым краем. - Земля и жители. - Охота и другие промыслы. - Города и порты. - Русские переселенцы). С двумя картами, портретами преосвященнаго Иннокентия и гр. Николая Николаевича Муравьева-Амурскаго и 10 рисунками. М., типография И.Д.Сытина и Ко, 1885. 144 с., с илл.; 2 л. портр. 20,7 х 13,7 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Книга издана к 25-летию присоединения к России Амурского и Уссурийского края.


Отправной точкой книги служит конец XVI века, окончание походов Ермака и дальнейшее движение русских покорителей на восток, вглубь Сибири. Слухи о множестве соболей в сибирских лесах привлекали казаков попытать счастья. Издание описывает способы их продвижения: по рекам, идущим на восток, плыли на кораблях, иногда встречались и большие течения, ведущие к Ледовитому океану. Тогда путники пересекали реку и искали нового устья, а если такой возможности не было - волокли лодки "на себе" до нового русла. На протяжении маршрута строили сторожки и оставляли в них ратных людей. Так дошли до реки Оби и заложили город Томск, получивший название "Сибирской Москвы". На Енисее тоже был построен острог, куда был посажен воевода. Редко встречаемое население облагали данью - "брали ясак", т.е. звериные шкуры.

Описан поход Василия Пояркова, длившийся три года, в ходе которого через Становые горы по реке Зее добрались до устья Амура. В ходе этой экспедиции погибла треть изначального состава (после В.Пояркова вспоминали недобро: служилых людей он несправедливо бил и мучил, отбирал хлебные запасы, а в голодную зиму повелел есть убитых иноземцев, что и было исполнено). Но в результате было сделано важное открытие: Поярков принес весть о даурах, коренных жителях Приамурья. Их города и дома были построены из дерева и окружены такой же крепостной стеной. Окна были бумажными, как у китайцев. Жили дауры охотничьим промыслом, земледелием и скотоводством, имели не только лучину, но и "огненный бой". Во главе их обычно стояли мелкие князья, подчинявшиеся более сильным, а те в свою очередь собирали дань в пользу китайского императора.

Спустя три года после похода Пояркова был предпринят новый, во главе с "промышленным человеком" Ерофеем Хабаровым, устюжанином из Енисейского острога. Хабаров был грамотным человеком, "ловким на всякое письменное дело". Во многих следующих походах он имел при себе грамоты для местных князей, чтобы те могли принять русское подданство. Усилиями Хабарова и его войска на Амуре был построен укрепленный пушками острог, его авторству принадлежит первая карта "Чертеж реке Амуру".

Расширение русских границ обеспокоило китайского императора. После многочисленных военных столкновений китайская осада русской крепости Албазин привела к заключению Нерчинского договора 1689 г. между Россией и Китаем, по которому крепость и Приамурье, освоенное казаками, отходили Китаю. Русское судоходство на Амуре возобновилось только во время Крымской войны: Н.Н.Муравьев-Амурский заявил, что из-за угрозы наступления англичан в Крымской войне будет возобновлено русское военное присутствие на Амуре и прошел с большим отрядом по течению реки. Китайцы в это время не имели возможности возражать, так как французские войска вязли их город Кантон (сейчас известный как Гуаньчжоу). Таким образом, усилия Муравьева-Амурского способствовали мирному заключению Айгунского договора 1858 г., по которому граница между Россией и Китаем пролегала по Амуру. Айгунский договор послужил основанием Пекинскому договору 1860 г., по которому окончательно присоединены к России Уссурийский край и Амурская область.

Дальнейшая часть книги описывает деятельность христианского миссионера Иннокентия, обращавшего сибирских аборигенов в христианскую веру. Даются сведения о климатических особенностях новых земель России, берегах Амура и портах, располагающихся на них. Рассказывается о животном и растительном мире Приамурья, золотых приисках, куда после заключения Пекинского договора приехали тысячи рабочих. В книге даются характеристики местным племенам. Описан живой и веселый нрав тунгусов, их опрятные, по сравнению с другими туземцами, жилища, способ кочевать, особенности управления и брака. Гольды живут вниз по Амуру, вдоль реки Сунгари в землянках или мазанках и окружают себя животными, которых очень любят. Около жилища содержат даже медведей, волков и лисиц. Мангуны живут к северу от гольдов, во многом на них похожи, но отличаются тем, что не носят в носу колец и не бреют голов. Единственные жители, обитавшие до прихода русских в низовьях Амура - гиляки. Как и многие сибирские народы, они хоронят своих покойников на деревьях, подвешивая в оленьей шкуре рядом с ружьем и котелком. Медведя почитают за важное божество, а миссионерам к ним заходить опасно: от их рук погиб французский проповедник отец Лабрюнер. У всех этих народов религиозные обряды совершаются шаманами, имеющими сообщение с невидимым миром духов. Также описывается быт поселенцев на Амуре, их отношения с туземцами, особенности охоты Уссурийского края.