Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Эрберг К. Цель творчества: Опыты по теории творчества и эстетике. М., 1913. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Первое издание книги.

Автор: Эрберг К.
Год издания: 1913


Эрберг К. Цель творчества: Опыты по теории творчества и эстетике. М.: Русская мысль, 1913. IX, 253, [6] c. 20,9 x 14,8 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Первое издание книги.

Библиография: Международная книга, 31-366; 56-475; 63-1054; 74-852.


Константин Александрович Сюнненберг (писал под псевдонимом «Эрберг»; 1871-1942) – известный философ, теоретик искусства. Ученик Льва Шестова, философ «иннормизма», поэт символистской школы. К.Эрберг был заметной фигурой в истории культуры Серебряного века. Изданы единственный сборник стихотворений Эрберга («Плен») и трактат-манифест «Цель творчества».

Книга «Цель творчества» проникнута подлинной поэтической образностью, она создавалась автором с большим вдохновением. Свою задачу К.Эрберг видел в том, чтобы «продумать великую проблему творчества». Константин Эрберг был проповедником философии иннормизма. Она подразумевала восстание не против догмы в принципе, но против ее обязательности. Иннормизму ненавистно введенное в норму постоянство какой-либо догмы. В то же время, он противоположен адогматизму и скептицизму, этим «равномерно колеблющимся миросозерцаниям». Иннормизм означает свободу от насилия, свободу в своем хотении желать чего бы то ни было. Это и есть настоящая свобода, которую невозможно уложить в какие-либо рамки.

Нормы современной общественности являются выражением человеческой власти и совокупных человеческих воль. Чем выше духовная культура человека, тем менее он готов подчиняться внешнему авторитету. Свободное, не подчиняющееся чему-либо озарение – самый ценный момент в переживании творческого духа, когда «яд свободы отравляет дух навсегда». В процессе художественного творчества важны два момента: внешнее творчество и внутреннее. Первое заключается в интенсивном припоминании человеческим духом его далеких переживаний, не слушающихся законов необходимости. Внешнее творчество заключается в воплощении этих воспоминаний в художественном произведении. К.Эрберг сравнивает творческий дух человека с Прометеем, несущим из глубин, через хаос и тьму природы, огонь, дающий познание человеческой силы. Мощь свободного человеческого духа разрывает законы природы. По мере развития культуры творческое напряжение во всех областях духовной деятельности человека принимает все более мощные формы.

Произведения творческого духа – это жемчужина в раковине природы, уродливый с точки зрения природы нарост. Человеку необходимо все время стремиться к преодолению отягощающего его закона мироздания. К.Эрберг, к примеру, рассматривает даже самоубийство, если оно совершено во имя протеста, как победу человеческого «я» над природой. По словам Эрберга, «надо чтобы все испытали все, пусть даже половина человечества при этом сорвется в пропасть». Ничто не должно остановить человеческий дух в его дерзком шествии к свободному бытию. Статуя, в отличие от великолепного цветка, сотворенного природой, гораздо ценнее по сути своей, поскольку воля, создавшая ее, есть воля одухотворенная и действующая не по шаблонам законов бытия. Творческая деятельность человека не равна творчеству Бога, она не вполне свободна и не вполне несвободна. Целью творчества является преодоление рабства и достижение свободы. Идея творчества как акта «отвоевывания плененным человеческим духом своей свободы» чрезвычайно важна для Эрберга и встречается во многих его работах. Под свободой подразумевается свобода от власти норм как природных, так и метафизических, что сближает мысли Эрберга с идеями мистического анархизма.