Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Суд народный. Худ. Д.Моор. М., [1919]. Агитационный плакат, выполненный в технике хромолитографии. В раме и паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Моор Д.
Год издания: 1919


Суд народный. Худ. Д.Моор. М.: Литературно-издательский отдел Политуправления Реввоенсовета республики, [1919]. Агитационный плакат времен Гражданской войны, выполненный в технике хромолитографии. В раме и паспарту. Размеры в раме: 56,5 х 71,3 см. Размеры оттиска: 29,7 х 44,6 см. Отличная сохранность. Редкость.


На плакате символически изображен процесс борьбы рабочих и крестьян с классами угнетателей – буржуазией и дворянством, и уничтожение прежней дискредитировавшей себя власти. Рабочий, крестьянин и солдат, как сор из избы, выметают веником и выгребают лопатой из страны карикатурно изображенных социалистов-соглашателей, кулаков, старых чиновников, клириков, западных банкиров и империалистов, русских купцов, дворян, жандармов, черносотенцев во главе с создателем партии В.Пуришкевичем, лидеров Белого движения, среди которых А.И.Деникин и Л.Г.Корнилов, царя, который гол, как король в известной сказке, и весь его двор вместе с погибшим пьяницей и душегубцем Гришкой Распутиным, надевавшим на себя личину святости, и др. А вместе с ними в прошлое, как в ад на древних фресках с изображениями Страшного суда, спускаются отжившие символы царской России. Изображения сопровождаются чрезвычайно эмоциональным пояснительным текстом, похожим на молитву и на подписи к тем же фрескам.

Использование переосмысленной под нужды коммунистической идеологии старой церковной символики было характерной чертой раннего советского искусства, проявлявшейся не только в плакатной графике, но и в других областях творчества. Такая символика лучше воспринималась народом и подспудно воздействовала на массовое сознание глубже и быстрее. Она на подсознательном уровне закладывала важный идеологический посыл - народ, и вместе с ним большевики, вершат справедливый суд, от имени Бога, по его воле, но на самом деле вместо него, беря на себя его роль. Неслучайно народ представлен в трех лицах, как божественная троица. Народ теперь бог и власть - вот что доносит до зрителя автор языком художественных символов.

Литографированный плакат из юбилейного номера журнала «Красноармеец» за октябрь 1919 г., посвященного второй годовщине Октябрьской социалистической революции. Номера журнала редко сохранялись, поэтому дошедший до нас в коллекционном виде плакат, созданный по рисунку выдающегося художника-графика, карикатуриста Дмитрия Стахиевича Моора (настоящая фамилия Орлов, 1883-1946), является большой редкостью и имеет значительную художественную и историческую ценность, поскольку отражает идеологический и политический контекст Советской России времен Гражданской войны.