Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бруин К., де-. Путешествие через Московию Корнилия де Бруина. М., 1873. Малотиражное издание, вышедшее к 200-летию со дня рождения Петра Великого. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Брюйн К., де-.
Год издания: 1873


Бруин К., де-. Путешествие через Московию Корнилия де Бруина. Перевод с французскаго П.П.Барсова, проверенный по голландскому подлиннику О.М.Бодянским. М., в Университетской типографии, 1873. [2], VIII, 292, ХХ с. 25,8 х 16 см. Отдельный оттиск из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских» за 1872-1873 г.г. Малотиражное издание, вышедшее к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Книга впоследствии не переиздавалась. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 35-124, 60-1805, 60-1806.

Отдельные оттиски произведений, публиковавшихся в отраслевых журналах и периодических сборниках, печатались тиражами около 100 экземпляров для распространения в узком профессиональном кругу.

Корнелис де Брюйн (ок. 1652-1727) - нидерландский художник, путешественник и писатель, совершил два больших путешествия на Восток и опубликовал две книги, богато иллюстрированные гравюрами по собственным рисункам: «Путешествие Корнелиса де Брюйна в знаменитейшие части Малой Азии» (1698) и «Путешествие через Московию в Персию и Индию» (1711). Эти книги имели сенсационный успех в Европе и были переведены на многие языки. Они стали одними из первых изданий, где сотни гравюр были напечатаны в цвете. Так, в «Путешествии через Московию в Персию и Индию» помещено более 320 изображений. Оно привлекло внимание европейской публики еще большее, чем первая книга. В настоящее первое русское издание П.П.Барсов включил перевод глав, посвященных описанию России.

В начале первого путешествия в Палестину и Египет, которое длилось с 1674 по 1693 г.г., К. де Брюйн долго жил в Риме. Тут он вступил в общество путешествовавших художников «Перелетные птицы». Отправившись в Малую Азию, живописец посетил множество больших и малых городов Османской империи, выполнил первые рисунки Иерусалима, сирийской Пальмиры и множества других мест, сделал зарисовки внутреннего вида египетских пирамид. 

Во время второго путешествия де Брюйн по пути в Индию и обратно дважды посетил Россию. В 1701-1703 г.г. он проехал из Архангельска через Москву до Астрахани. Крайней точкой его странствий стал остров Ява. На обратном пути художник провел в России более года, с июля 1707 г. по октябрь 1708 г. Он был в Москве, Смоленске, Вязьме, Ярославле, Великом Устюге, Тотьме и в других городах, а покинул страну через Архангельск в начале октября. В этом путешествии он также рисовал с натуры почти каждый день. К.де Брюйн запечатлел виды городов, древних развалин, надписей, людей, животных, растений. Он обращает внимание на одежду, праздники и свадьбы, наказания, погодные условия, питание, средства передвижения, и т.д.

Описание путешествия построено в виде дневника. Автор фиксирует все, что кажется ему интересным. Как художнику, ему очень важна сиюминутность с ее цветами, запахами, ощущениями, эмоциями. Он представил Россию в географическом, политическом, бытовом и естественно-историческом отношениях. Его рассказ чрезвычайно богат фактами и наблюдениями, наполнен колоритными деталями. К. де Брюйн говорит о событиях, в которых он участвовал или которым был очевидцем. Путешественник предварительно изучил записки своих предшественников о России, но описывает он только то, что увидел сам, или то, о чем ему достоверно сообщали, поэтому его книга отличается большой оригинальностью.

К. де Брюйн захватил Россию на переломе, в эпоху Петровских реформ. На торговых путях много европейцев. Они подолгу живут здесь с семьями. Каждый привез с собой частичку своей культуры: кто картины, кто посуду и клавесин. Особым почетом среди них пользуется табак. Каждое перемещение заморских гостей на границах государства требует разрешения.

Из Архангельска К. де Брюйн ехал вглубь страны на санях, зарывшись в шубы и одеяла. На его пути лежали Холмогоры, Вологда, Ярославль и другие северно-русские города. Художник был радушно принят при дворе, лично познакомился с Петром, рисовал портреты как самого царя, так и членов его семьи. Портреты племянниц Петра I работы К. де Брюйна рассылались ко дворам европейских государей, где могли подрастать потенциальные женихи.

Голландец многократно виделся с Петром, как во дворце, так и в домах влиятельных иностранцев в Немецкой слободе. Вместе с царем К. де Брюйн отправился в Воронеж на корабельные верфи, где строился новый флот для защиты южных рубежей от турок. Художник стал первым иностранцем, который получил дозволение осмотреть древности и памятники Москвы, снимать и описывать все, что нашел бы любопытным. Общение с царем шло на голландском языке. Корнелис рассказывал о собственных путешествиях, о пребывании в Венеции, где не пришлось побывать Петру. Де Брюйн был первым иностранцем, который получил возможность зарисовать различные интересные здания в Москве и других регионах России.

К. де Брюйн рассказывает об обстоятельствах русско-шведской войны, о деятельности иностранцев в России. Она преимущественно была связана с торговлей, производством и военным делом. Показана торговля в Архангельске, Москве и других городах, работа таможни, способы передвижения по стране. Весьма ценны сообщения о религиозных верованиях, привычках народов, живших на территориях России; о конфликтах, возникавших между ними на хозяйственной почве. Благодаря короткой остановке К.де Брюйна в 1703 г. в Нижнем Новгороде во время Пасхи, появилось описание праздника, города с его Кремлем, каменными церквями и оживленными кабаками. Одним из первых К.де Брюйн рассказал европейцам о быте и нравах российских самоедов, или ненцев. Ему рассказывали, в том числе, про коряков и про чукч. На юге страны он встретился с черкасами и татарами. Кроме того, голландец собирал информацию и о сибирских владениях русского царя.