Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Виды С-т Петербурга и окрестностей. Рис. с натуры В.С.Садовников и В.Е.Раев. Спб., 1830-е г.г. Альбом литографированных видов, выполненных К.Беггровым и др. В современном цельнокожаном переплете и в футляре. Тройной золотой обрез. Отличная сохр. Редкость.

Автор: Садовников В.С., Раев В.Е., Беггров К.П. и др.
Год издания: 1832


Виды С-т Петербурга и окрестностей. [Рисовали с натуры В.С.Садовников и В.Е.Раев] - Vues de S. Petersbourg et des Environs. Editeur H-ri Prevost. [Спб.], печатано в типографии М.Тюлева, 1830-е г.г. 19 л. илл. 25,6 х 38,1 см. Альбом видов, выполненных в технике литографии. Текст подписей на русском и французском языках. Литографировали доски академик Карл Беггров (заглавный лист и большую часть остальных), Петр Иванов, Андерсон. Сохранена передняя иллюстрированная издательская обложка. В современном цельнокожаном переплете из красной шагрени с золотым тиснением на корешке и крышках и в футляре. Тройной золотой обрез, муаровые форзацы, ляссе. Отличная сохранность. Профессиональная реставрация обложки. Альбом имеет историческую и художественную ценность. Большая редкость.

Библиография: Обольянинов Н. № 2524.

Настоящий альбом был напечатан в начале 1830-х гг. А.М.Прево в типографии М.Тюлева, одном из первых литографических заведений Санкт-Петербурга, и относится к наиболее замечательным образцам ранней русской литографии. Издание выходило без титульного листа, назначение которого выполняла иллюстрированная издательская обложка. На обложке дата выпуска не указана. Точная датировка издания нигде не приводится. В некоторых источниках указано, что виды выполнены до 1833 г. Но указание на листах на статус литографа К.Беггрова - «академик» - позволяет говорить, что листы отпечатаны не ранее 1832 г. Именно в этом году художник был удостоен звания академика перспективной живописи за картину «Михайловский дворец». Поэтому о времени создания альбома можно говорить достаточно точно. После 1832 г. активность К.Беггрова как литографа заметно снижается. К этому времени относится единственная выпущенная им серия литографий "Торговцы-разносчики" (Спб., 1834).

И.Леман в своей книге «Гравюра и литография: Очерки истории и техники» (Спб., 1913) сообщает о настоящем издании, что в нем выходили 23 вида Санкт-Петербурга. Но известно, что К.Беггров составлял альбомы из своих литографий по индивидуальным заказам покупателей, которые могли сами выбрать нужные и понравившиеся им виды из имеющихся. Поэтому число этих видов в экземплярах практически всегда разнилось. В представленном экземпляре оно составляет 19 листов. Эти серии видов русской столицы принесли К.П.Беггрову наибольшую известность как мастеру пейзажной литографии, увековечившему образ пушкинского С.-Петербурга.

Можно предполагать, что альбом был отпечатан очень небольшим тиражом. Он практически не встречается в продаже и не отражен в основных библиографиях, хотя отдельные листы из него хорошо известны. Надо думать, что именно по листам и продавались работы из этой серии, а переплетались они в альбом в единичных случаях. Литографии вешались в рамы на стены, украшали интерьеры и почти не сохранились до нашего времени.

В альбоме представлены следующие листы: 1. Ночь, празднуемая чухнами 23 Июня в Парголове (Рис. на камне Акад. К.Бегров; С натуры Садовников); 2. Вид Сената с Исакиевскаго моста (С нат. Садовников; На кам. Иванов); 3. Вид Биржи (С нат. Садовников; Лит. Иванов); 4. Триумфальные ворота по Петергофской дороге (С нат. Садовников; На кам. Акад. К.Бегров); 5. Вид Мойки, Снятый со стороны Красного моста (С нат. Садовников; Рис. на кам. Бегров); 6. Вид Имп. Академии художеств, с двумя сфинксами, украшающими новый спуск по набережной Невы (С натуры Садовников; Рис. на кам. Пет. Иванов); 7. Театр Ермитажа (С натуры Садовников; На кам. Иванов); 8. Вид Главного Штаба Е.И.В. со стороны Мойки (С натуры Садовников; На камне Иванов); 9. Собор всех учебных заведений при Смольном Монастыре (Рис. с натуры Раев; На камне Андерсон); 10. Английская набережная (С натуры Садовников; На камне Иванов); 11. Английская набережная (С натуры Садовников; На камне Пет. Иванов); 12. Крепость (С натуры Садовников; На камне Иванов); 13. Вид Дворца Петра I-го в Летнем саду (С натуры Садовников; На кам. Академик Карл Бегров); 14. Вид Стрельнинского дворца (С натуры Садовников; На кам. Иванов); 15. Вид Дворца в Александрии близ Петергофа (Рис. на камне Андерсон; С натуры Садовников); 16. Елагин (С нат. Садовников; На кам. Иванов); 17. Вид Инженерного замка из Летнего сада (С натуры Садовников; На кам. Академик Карл Бегров); 18. Вид, снятый в Павловском парке (С нат. Садовников; На кам. Иванов); 19. Вид С.-Петербурга с Парнаса в Парголове (С натуры Садовников; Рис. на кам. Акад. К.Беггров).

Альбом начинается с жанрового вида: празднование летнего равноденствия карелами в ночь на Ивана Купалу, важнейшего праздника всех северных языческих народов. С горы села Парголово виден огромный костер на соседнем холме. На ряде литографий запечатлены важные государственные и культурные учреждения русской столицы: Сенат, Главный штаб, Биржа, Академия художеств, театр Эрмитажа, Смольный монастырь, Петропавловская крепость и др. Значительная часть видов связана с Императорской фамилией: дворец Петра I, Константиновский дворец в Стрельне, дворец Александрии в Петергофе, царская летняя резиденция на Елагине острове, Инженерный, или Михайловский замок.

Альбом открывают и закрывают два вида Парголово, где были в то время владения графов Шуваловых с знаменитым парком, ставшим с 1830-х г.г. популярным местом отдыха, а впоследствии - одним из излюбленных мест дачных поселков. Также представлены два вида Английской набережной. Многие из запечатленных в альбоме мест были связаны непосредственно с А.С.Пушкиным. На Английской набережной находился особняк графа И.С.Лаваля, в котором был один из самых значимых литературных салонов Петербурга. В период 1827-1830 г.г. здесь часто читали свои произведения А.С.Пушкин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов и другие поэты. На литографии П.С.Иванова «Вид Главного штаба» слева от зимней Мойки изображена набережная вблизи дома С.Г.Волконской, где умер А.С.Пушкин. На литографиях мы можем наблюдать город и летом, и зимой.

Основным художником, выполнившим рисунки с натуры для альбома, был Василий Семенович Садовников (1800-1879). Выдающийся акварелист и график, он завоевал своими пейзажными видами всероссийскую славу. Большую часть своего творчества он посвятил изображению С.-Петербурга, и среди тех, кто писал образы столицы, занимает центральное место. Главной особенностью его работ является внимание к мельчайшим деталям городского пейзажа и быта жителей северной столицы. Он фиксирует не только то, что происходит на первом и втором планах, но действие можно найти и на третьем и на четвертом - на самой периферии взгляда, что, казалось бы, уже избыточно и незаметно для глаза. С.-Петербург в передаче В.С.Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий, схваченных в моментах их жизни. Особая точность в передаче деталей города делает рисунки В.С.Садовникова бесценным источником о быте С.-Петербурга 1830-х г.г. Детальность и точность изображений особенно характерны для начального периода творчества художника, к которому относится и настоящий альбом.

Василий Егорович Раев (1807-1870) - исторический живописец, пейзажист, академик Императорской Академии художеств. Он был родом из крепостных Псковской губернии. Получил хорошую подготовку рисовальщика в Арзамасской художественной школе А.В.Ступина, где учился с начала 1820-х г.г. Побеждал в конкурсах на Большую Серебряную и Малую Золотую медали Академии художеств, несколько раз подолгу стажировался в Италии. Учениками В.Е.Раева были И.К.Айвазовский, М.И.Лебедев и другие выдающиеся мастера живописи. 

Но, очевидно, ключевой фигурой в создании альбома является Карл Петрович Беггров (Карл-Иохим Беггров; 1799-1875) - знаменитый литограф и акварелист, уже на момент создания альбома бывший академиком и давно выполнявший императорские заказы. Родился художник в Риге в семье часового мастера. В 1818-1821 г.г. учился в пейзажном классе Академии художеств у М.Н.Воробьева. Он осваивал искусство литографии с 1818 г. в литографской мастерской, принадлежавшей его старшему брату Ивану Петровичу Беггрову, где и приобрел навыки рисования на камне. Это была первая в России частная литографская мастерская. В 1820 г. К.П.Беггров уже руководил литографами в мастерской при Главном штабе, основанной в 1817 г. С 1825 г. художник работал в мастерской при Главном управлении путей сообщения и публичных заведений. В 1828 и 1834 г.г. он участвовал в создании декоративных росписей стен и потолков в Зимнем дворце в залах Большого Эрмитажа. В это время им были созданы литографированные портреты императоров Александра I и Николая I.

Разностороннее дарование К.П.Беггрова позволяло ему удачно проявить себя не только в разных жанрах изобразительного искусства (портрет, интерьер, бытовые зарисовки, городские виды, батальные композиции), но и в разных техниках. Произведения К.П.Беггрова находятся во многих музейных собраниях, среди них - Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина и др.