Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Англиканская церковь в Брюсовском переулке. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1884. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1884


Англиканская церковь в Брюсовском переулке. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1884. В раме. Размер снимка: 20,5 х 26 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Брюсов переулок (иногда называется «Брюсовский переулок», с 1962 по 1994 гг. — улица Неждановой), проходит от улицы Большой Никитской до Тверской. Название происходит от знаменитого сподвижника Петра Великого, владевшего здесь домом, ученого и военного Я.В.Брюса, одного из «мистических» обитателей Москвы, с именем которого связан целый ряд московских легенд. На протяжении всего XVIII века потомки Брюса владели родовой усадьбой на углу Большой Никитской и Воскресенского (Вражского) переулка, именовавшегося так прежде по церкви Воскресения на Успенском Вражке.

Англиканский собор Св. Андрея был построен в стиле английской псевдоготики в 1882-1884 гг. по проекту архитектора Ричарда Фримена, известного в Ливерпуле своими проектами частных домов и церквей. Особенной красотой и изяществом отличается башня собора, всегда обращающая на себя внимание зрителей. Многие англичане, оказывавшиеся в Москве, говорили об удивительном впечатлении, которое производила на них эта церковь - они как будто попадали в провинциальный английский городок, так характерна для него церковь св. Андрея. Здание церкви строилось при участии московского архитектора Б.В.Фрейденберга. Церемония освящения происходила 13 января 1885 г. во имя св. апостола Андрея Первозванного, святителя Шотландии, поскольку большую часть английской колонии в Москве составляли шотландцы.

Церковь стала своеобразным клубом, культурным центром всей британской колонии. Там находились библиотека, комната для собраний, помещение архива, там хранились ценности членов колонии. Во время боев в октябре 1917 г. большевики поставили пулемет на самом высоком здании - колокольне церкви. В советское время церковь закрыли, и только в июле 1991 г. в ней возобновились службы.

Инициатором создания серий фотографий стал известный московский предприниматель Николай Александрович Найденов (1834—1905) — московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 и Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.