Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства. Оформление Н.Ильина, А.Родченко, А.Дейнека и др. М., 1934. Экземпляр из лучшей части тиража. Очень хорошая сохранность.

Автор: Под ред. М.Горького, Л.Авербаха, С.Фирина
Год издания: 1934


Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства. Под ред. М.Горького, Л.Л.Авербаха, С.Г.Фирина. М.: История фабрик и заводов, 1934. 408, [2] с.; 20 л. илл. 29,8 х 23,2 см. Тираж 4000 экземпляров. Подбор иллюстраций и оформление книги производились бригадой под руководством А.Тихонова. Состав бригады: М.Бабенчиков, Ж.Гаузнер, Н.Дмитриев, Н.Ильин, А.Лемберг, А.Родченко, А.Тихонов, Я.Янош. Супер-обложка, переплет, титульные листы и шмуц-титулы – Н.Ильина. Карта работы художников: А.Дейнека, Е.Мачальской, Я.Яноша. Барельеф Сталина – художника-скульптора П.Таежного. Данный экземпляр из лучшей части тиража: на толстой бумаге и в издательском переплете с металлическим барельефом на передней крышке. Очень хорошая сохранность.
       

Беломорско-Балтийский канал имени тов. Сталина. [Набор открыток]. Текст к открыткам Л.Кассиль, [фото А.Родченко и др.]. М., 1933. Открытки в издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Большая редкость.

Автор: Кассиль Л., Родченко А.
Год издания: 1933


Беломорско-Балтийский канал имени тов. Сталина. / Редактор [Е.М.] Петрейкина, текст к открыткам Л.Кассиль, [фото А.Родченко и др.]. [М].: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. Набор открыток. 4 с.; 39 открыток, 2 карты. 10,8 х 15,1 см. Тираж 4000 экземпляров. Отпечатано в типографии «Меццо-тинто» на нескольких сортах бумаги. Нет открыток №№ 2-4 и 42. Вложены две одинаковых открытки под № 1 с портретом И.В.Сталина, отпечатанные на разных сортах бумаги. Открытки в издательской обложке работы художника Скалабана и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Большая редкость.


Редкий набор открыток, изданных для ведомства ОГПУ-НКВД, отражает строительство и открытие Беломорско-Балтийского канала. Это издание стало первым, посвященным строительству канала, и вышло вскоре после 2 августа 1933 г. - даты открытия и официальной приемки объекта. Видимо, негативы для открыток были предоставлены из фотоархива лагеря, поскольку все снимки анонимны. Очевидно, открытки предназначались для распространения, прежде всего, между администрацией лагеря, писателями, приехавшими на открытие Беломорканала, и ударниками строительства, вчерашними заключенными.

Беломорканал был первым в СССР искусственным судоходным путем, пригодным для хозяйственных перевозок. Его строительство велось в рекордно короткие сроки с октября 1931 по июль 1933 г.г. силами сотен тысяч заключенных системы ГУЛАГ НКВД. Курировали стройку заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода и начальник ГУЛАГ Матвей Берман, непосредственно работы возглавлял Лазарь Коган. Это была одна из самых грандиозных по масштабам и быстрых по скорости строек, проходившая под девизом: «Перековка!». Так называлась и лагерная газета, в которой рассказывалось о заключенных, «перевоспитанных» героическим трудом, получивших на строительстве канала профессию, поощрения и награды, досрочное освобождение и т.д. После окончания строительства 4 августа 1933 г. были освобождены 12 484 заключенных, а 59 516 заключенным были сокращены сроки. Строительство Беломорканала имело колоссальный общественно-политический и идеологический резонанс. О нем была написана книга, ему был посвящен декабрьский номер журнала «СССР на стройке» за 1933 г., сотни статей и литературных произведений.

Для освещения завершения строительных работ в структуре администрации лагерного управления за полгода до завершения строительства была создана фотолаборатория, которую возглавил знаменитый фотограф-конструктивист Александр Родченко. Только фотографы этой лаборатории имели возможность снимать на территории лагеря и стройки. Известно, что А.Родченко помогали еще два фотографа, сотрудники ОГПУ, а технические съемки делали фотографы-заключенные. А.Родченко руководил всем процессом съемок, ему же принадлежала значительная часть снимков. В общей сложности в ходе строительства и открытия Беломорканала было отснято около 2000 фотографий. Закончив работу по договору с Беллагом, А.Родченко продавал снимки различным газетам и издательствам. Полностью ими была проиллюстрирована книга «Беломоро-Балтийский канал имени Сталина: История строительства. 1931-1934 гг.» (М., 1934) и номер «СССР на стройке», целиком посвященный работам на канале. В силу закрытости лагеря и секретности работ по строительству фамилия А.Родченко фигурировала только при публикации снимков в изданиях «на гражданке». В архиве же ОГПУ те же снимки хранились анонимно с подписью: «автор фотографии неизвестен».

Снимки в первых изданиях, посвященных строительству Беломорканала, почти не повторяются, потому что материала отснято было много. В книгу и журнал вошли более эффектные кадры, в которых ярко выражен стиль А.Родченко с его характерными ракурсами съемки. На открытках в ряде снимков также очевидно влияние формального метода А.Родченко в организации композиции и в выборе ракурса, хотя он и не так подчеркнуто выражен. Кроме того, все заснятые события в целом соответствуют тем, которые художник фиксировал для своих знаменитых изданий. Снимки сделаны с несколько иных точек и в другие моменты, но на них часто отражены сцены, близкие по времени к снимкам книги и журнала. Иными словами, для издания открыток был отобран менее яркий с художественной точки зрения, но более жизненный материал.

Наибольший интерес в серии представляют снимки с руководителями строительства и непосредственных работ. На одной открытке представлена группа высокопоставленных чиновников ОГПУ при осмотре места в начале стройки. В центре на снимке запечатлен Г.Г.Ягода. На другой открытке представлены портреты непосредственного организатора работ - помощника начальника строительства Н.А.Френкеля и заместителей главного инженера С.Я.Жука и К.А.Вержбицкого, которые попали на строительство, будучи сами заключенными, но трудом на канале заработали себе снятие судимости и государственные награды. Представлен снимок ударников трудовой коммуны ОГПУ по окончании работ на канале.

Интересны открытки со снимков процесса строительства: каменоломные работы, сборка шлюзов; виды готовых сооружений: плотин, дамб, мостов, зданий канала. В описаниях к изображениям дается информация о том, что во время прокладки канала в каменной породе в огромных количествах использовался динамит. Весьма характерны открытки с изображением досуга заключенных: игра в футбол, в шашки, танцы и театрализованные представления агитбригад, воспитательная работа с женщинами и представителями различных национальностей.

Открытки отпечатаны на бумаге разного качества, большинство - на тонкой бумаге кремового цвета, некоторые - на белой и кремовой плотной бумаге. Подавляющее большинство открыток имеет тираж 10 000 экземпляров. Но на последней странице буклета и на двух открытках с картой-схемой канала указан тираж 4000 экземпляров. В комплекте представлены две открытки с одним портретом И.В.Сталина, но эти открытки отпечатаны на разной бумаге.