Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-9 г.). Спб., 1910. Прижизненное издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Бердяев Н.А.
Год издания: 1910


Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-9 г.). Спб., типография товарищества "Общественная Польза", 1910. [4], 304 c. 22,5 х 14,8 см. Прижизненное издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


В настоящем сборнике статей Н.Бердяев подверг анализу и критике духовные основы русской интеллигенции. В общефилософском смысле издание, как говорит сам Н.Бердяев, было невероятно близко по своим темам сборнику «Вехи», однако оно было составлено за несколько лет до его выхода и намного опередило сборник. Н.Бердяев был глубоко убежден, что поражение Первой русской революции обнажило затянувшийся духовный кризис интеллигенции, явившийся с социальной и политической стороны лишь видимой частью той проблемы, корни которой лежат в таинственной глубине бытия.

Первая часть сборника посвящена вопросам национальности, отражению революции в обществе и литературе. Н.Бердяев предлагает основывать новое для русского интеллигента мировоззрение (за полной дискредитацией существовавшего) на идеях личности и нации в качестве духовных начал, отказавшись от поклонения мифическому народу, представление о котором «сконструировано интеллигентским отщепенством» и не имеет связи с реальностью. В рамках сборника рассматриваются популярные среди интеллигенции рубежа веков философские и религиозные направления: декадентство, мистический реализм, богоискательство. Н.Бердяев обращается к психологии русской революции, бунту против покорности в массовом сознании, к вопросам анархизма и многими другим болезненным темам, особенно остро вставшим в период между двумя революциями.

Вторая часть сборника отведена вопросам религии и церкви. В ней помещены статьи о нигилизме на национальной почве, затронут вопрос об отношении христианства к общественности, католического модернизма. В конце книги помещен отзыв о книге В.И.Несмелова, посвященный опыту философского оправдания христианства и открытое письмо архиепископу Антонию, написанное в ответ на его публичное послание авторам сборника «Вехи» (впервые было опубликовано в «Московском Еженедельнике» в 1909 г.).

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - знаменитый философ, яркий религиозный мыслитель, публицист. С 14 лет он полюбил чтение философских книг (Гегеля, Канта, Шопенгауэра и др.) и осознал свое призвание - быть философом. Аттестат об окончании гимназии он получил со второй попытки, в возрасте 20 лет. У него не было строго философского образования: один курс он проучился в Киевском университете на физико-математическом факультете, второй - на юридическом. Активно занимался самообразованием. Участвовал в студенческой политической и общественной деятельности, за что был на 3 года выслан в Вологду под надзор полиции. В ссылке произошел его переход от марксизма к идеализму. Н.А.Бердяев - участник и соавтор знаменитого сборника «Вехи» (1909) и других единовременных и периодических изданий, вызвавших бурный отклик современников и оставивших заметный след в истории русской культуры. События 1917 г. философ пережил как «момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». После Октябрьской революции у Н.А.Бердяева наступил творческий подъем, он написал свыше 40 публицистических статей. В 1918 г. у него на квартире возникает Вольная академия духовной культуры, где ученый читал курсы лекций по философии истории и философии религии. В 1922 г. Н.А.Бердяев был выслан за границу, его новые сочинения на русском языке выходили преимущественно в Париже и не публиковались в России весь советский период ввиду их глубоко религиозной направленности.