Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Броненосный батарейный фрегат «Князь Пожарский». Рисовал В.Игнациус. [Спб., 1892]. Хромолитография в раме. Отличная сохранность.

Автор: Игнациус В.
Год издания: 1892


Броненосный батарейный фрегат «Князь Пожарский». Рисовал В.Игнациус. [Спб., хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892]. Хромолитография в раме. Размеры оттиска: 17 х 24,3 см. Размеры в раме: 40,5 х 47,9 см. Отличная сохранность.


Литография происходит из альбома «Русский флот», изданного великим князем Александром Михайловичем (Спб., 1892). Корабли рисовал с натуры лейтенант В.Игнациус, литографии изготовила фирма «Штадлер и Паттинот». Тираж альбома составил 2000 экземпляров. Издание имело посвящение императору Александру III. В альбом вошло 56 листов хромолитографий с изображениями военных судов, созданных на русских заводах из российских материалов силами российских инженеров и рабочих в период правления Александра III. Из них было 14 броненосцев, два броненосных крейсера, три полуброненосных фрегата, три корвета, два крейсера, три броненосных канонерских лодки и др. Считалось, что эти корабли не уступали европейским военным судам тех же классов. Новые суда должны были свидетельствовать о росте мощи отечественного флота.

Броненосный крейсер «Князь Пожарский» (позднее рангоутный броненосный батарейный фрегат) был построен на верфи «Галерный остров» английским подрядчиком К.Митчеллом под наблюдением инженера штабс-капитана А.Ф.Соболева. Проект корабля разрабатывался с 1863 г. Прототипом стал строившийся в Великобритании броненосец «Беллерофон». Строительство российского корабля началось в ноябре 1864 г. и велось с использованием отечественных материалов. Корабль спустили на воду в августе 1866 г., а на службу он встал в июне 1867 г. Судно было первым во второй серии российских броненосных кораблей. Ему выпала возможность стать и первым русским броненосцем, вышедшим за пределы Балтики. Крейсер отличался для своего времени значительной боевой мощью и повышенной мореходностью.

Изначально водоизмещение корабля составило 4137 т при мощности в 600 л.с. Восемь 300-фунтовых (229-мм) орудий находились в закрытой батарее. Броневые плиты, имевшие толщину в 4,5 дюйма на каземате и в 4 дюйма на поясе по ватерлинии, были изготовлены на Ижорских заводах. После ряда переделок в 1872 г. водоизмещение корабля возросло до 4505 т, при мощности 2835 л.с. Корабль развивал скорость до 11,9 узлов, значительно уступая однако в быстроходности своему английскому прототипу. В 1875 г. была произведена реконструкция корпуса и паровой машины: установлены восемь новых котлов, вместо одной трубы появились две. Возросла огневая мощь: восемь 203-мм орудий, восемь 152-мм и 87-мм орудий, несколько скорострельных пушек по 16-мм и 44-мм.

В 1873-1875 г.г. «Князь Пожарский» находился в практическом плавании в Средиземном море. Второй его поход в тех же водах состоялся в 1878 г. Пройдя очередную модернизацию вооружения, крейсер находится в плавании на Дальнем Востоке с 1880 по 1883 г.г. С 1897 г. крейсер стал учебным кораблем Морского корпуса и почти каждый год совершал летом практические плавания. В 1911 г. исключен из списков флота.

На «Князе Пожарском» в 1890 г. проходил практику по окончании Морского кадетского корпуса Александр Васильевич Колчак - будущий адмирал, исследователь-полярник, политический деятель и один из главных лидеров Белого движения. В это время броненосец был во главе учебной эскадры под командованием контр-адмирала Ф.А.Геркена. Второй раз А.В.Колчак попал на фрегат в конце 1890-х г.г. и участвовал на нем в экспедиции в Тихий океан.

Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Окончил Морской корпус. Сделал успешную военную карьеру. В 1888-1889 г.г. в течение года обучался в Париже живописи у профессора А.П.Боголюбова. По возвращении из Франции продолжил занятия живописью в Императорской Академии Художеств, после чего стал штатным военно-морским художником. В 1890-е г.г. командовал различными военными судами на Балтийском море и в составе Тихоокеанской эскадры. С 1 апреля 1901 г. состоял в чине капитана 1-го ранга, с того же года командовал 8-м флотским экипажем и эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г.