Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Броненосный корабль «Император Николай I». Рисовал В.Игнациус. [Спб., 1892]. Хромолитография в раме. Отличная сохранность.

Автор: Игнациус В.
Год издания: 1892


Броненосный корабль «Император Николай I». Рисовал В.Игнациус. [Спб., хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892]. Хромолитография в раме. Размеры оттиска: 17 х 24,3 см. Размеры в раме: 40,5 х 48,2 см. Отличная сохранность.


Литография из альбома «Русский флот», изданного великим князем Александром Михайловичем (Спб., 1892). Корабли рисовал с натуры лейтенант В.Игнациус, литографии изготовила фирма «Штадлер и Паттинот». Тираж альбома составил 2000 экземпляров. Альбом не переиздавался. Издание имело посвящение императору Александру III. В альбом вошло 56 листов хромолитографий с изображениями военных судов, созданных на русских заводах из российских материалов силами российских инженеров и рабочих в период правления Александра III. Из них было 14 броненосцев, два броненосных крейсера, три полуброненосных фрегата, три корвета, два крейсера, три броненосных канонерских лодки и др. Считалось, что эти корабли не уступали европейским военным судам тех же классов. Новые суда должны были свидетельствовать о росте мощи отечественного флота и техническом прогрессе.

На литографии изображен эскадренный броненосец «Император Николай I», построенный для службы на Балтийском море по программе развития военно-морского флота, принятой в 1881 г. Он стал вторым по величине и мощи, но технически более совершенным русским броненосцем после «Императора Александра II». Строительство корабля осуществляло Общество Франко-Русских Заводов в 1886–1889 г.г. Руководили строительством талантливый корабельный инженер П.А.Титов и старший судостроитель Н.Е.Кутейников. Корабль стал сложной смесью передовых инженерных решений и технических недостатков, вызванных спецификой работы военно-морского ведомства как заказчика. Строительство сопровождалось неоднократной сменой требований к кораблю, непредвиденными инженерными новшествами, даже скандалами. Например, корабль получил хорошую броневую защиту на случай лобовых атак, бронированную башню вокруг двух главных крупнокалиберных орудий, но из-за перевеса он потерял в проектной скорости. Многие называли броненосец самым противоречивым кораблем в истории российского флота. Корабль поступил на военную службу в апреле 1891 года.

Технические и боевые характеристики броненосца: водоизмещение - 9672 тонны; длина - 105,6 м; ширина - 20,4 м; осадка - 7,6 м; мощность двигателей 7842 л. с.; скорость - 14,5 узлов, а после капитального ремонта в 1898-1900 гг. - 16,85 узла (31,2 км/ч). Артиллерия: башенная установка с двумя крупнокалиберными орудиями (305-мм), четыре орудия - по 229-мм, восемь – по 152-мм, 16 – по 47-мм, 2 – по 37-мм (на катерах), две десантные пушки; восемь минно-торпедных аппаратов. На обороте литографии приведены краткие технические и боевые характеристики корабля.

Броненосец участвовал и в торжествах по случаю прибытия в Кронштадт в 1891 году французских кораблей, в ответном визите русской эскадры в Тулон в 1893 году, в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки в Нью-Йорке и др. В 1895 году он был единственным российским броненосцем в составе русской Тихоокеанской эскадры. Его присутствие на Дальнем Востоке заставило Японию временно отказаться от притязаний на Порт-Артур. «Император Николай I» участвовал под командованием капитана 1-го ранга В.В.Смирнова в Цусимском сражении 14 мая 1905 г. в качестве флагманского корабля 3-ей Тихоокеанской эскадры. К тому времени корабль уже значительно устарел, но в бою среди других русских кораблей нанес наибольший ущерб противнику: броненосцу «Фудзи» и броненосным крейсерам «Асама» и «Идзумо». После поражения русской эскадры в сражении корабль был сдан в плен и до 1915 г. использовался японцами.

Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Окончил Морской корпус. Сделал успешную военную карьеру. В 1888-1889 г.г. в течение года обучался в Париже живописи у профессора А.П.Боголюбова. По возвращении из Франции продолжил занятия живописью в Императорской Академии Художеств, после чего стал штатным военно-морским художником. В 1890-е г.г. командовал различными военными судами на Балтийском море и в составе Тихоокеанской эскадры. С 1 апреля 1901 состоял в чине капитана 1-го ранга, с того же года командовал 8-м флотским экипажем и эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г.