Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Булгаков М. Дьяволиада: Рассказы. М., 1925. Первое издание, прижизненное. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Булгаков М.А.
Год издания: 1925


Булгаков М. Дьяволиада: Рассказы. М.: Недра, 1925. 160 с. 22,8 х 15 см. Первое издание, прижизненное. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Профессиональная реставрация обложки. Очень хорошая сохранность. Редкость.


Первый прижизненный сборник Михаила Булгакова, дважды запрещенный к распространению на территории СССР. В нем впервые был опубликован рассказ «Роковые яйца». К 1925 г. некоторые рассказы сборника публиковались в периодической печати - газета «Накануне» напечатала «Похождения Чичикова» в 1922 г., в 1923 г. «Китайскую историю» издал журнал "Иллюстрации Петроградской правды", в 1924 г. в альманахе «Недра» вышла «Дьяволиада». Под обложкой сборника объединились иронично-фантастические рассказы, где технический прогресс столкнулся, по выражению литературоведа Б.М.Гаспарова, «со стихией всесокрушающей невежественности». В сборнике легко прослеживаются мотивы, позднее ярко проявившиеся в культовых сочинениях Михаила Булгакова.

В рассказе «№ 13. Дом Эльпит Рабкоммуна» впервые возник образ дома на Большой Садовой, где М.Булгаков жил с 1921 по 1924 г.г. Более всего этот адрес известен как «нехорошая квартира». Быт коммунальной квартиры пробудил инфернальные ассоциации - соседка Анна Горячева стала прототипом целой плеяды героинь с этим именем, в том числе и самой известной Аннушки из «Мастера и Маргариты». Феноменальный бас-солист, упомянутый в рассказе, не кто иной, как Федор Шаляпин, еще один сосед по дому. Эта веха в биографии М.Булгакова положила начало целой серии живых персонажей и невыдуманных образов.

Объединяющее начало ранних фантастических рассказов автора заключалось в том, что все они вырастали из действительности, а точнее - из советского быта. Эпос вытеснялся сатирой, летопись - анекдотом. Мотив дьявольской насмешки в человеческой истории стал сквозным, проявив и литературные вкусы автора. «Похождения Чичикова» недвусмысленно отсылали к Н.В.Гоголю; продолжая традицию фантасмагории русского классика, отчетливо проявились и отсылки к «Бесам» Ф.М.Достоевского. Главный герой «Дьяволиады» Кротков предстает в классическом образе маленького человека, в помутненном сознании которого бюрократическая машина превращается в потустороннюю, непреодолимую силу.

Неудивительно, что книги М.Булгакова неоднократно попадали в запретительные списки. Первый тираж сборника «Дьяволиада» был изъят в 1925 г., но запрет отменили. В 1926 г. был допечатан второй тираж, а в 1928 г. часть рассказов вновь появилась в сборнике «Роковые яйца». В конце 1920-х г.г. тогдашний начальник Главлита П.И.Лебедев-Полянский доносил в ЦК: «"Роковые яйца" Булгакова - произведение весьма сомнительного характера. Это же издательство [«Недра»] пыталось, но Главлит не разрешил печатать "Записки на манжетах" и "Собачье сердце" того же Булгакова, вещи явно контрреволюционные...». В 1930-е г.г. книги автора снова оказались запрещены Главлитом и изъяты из продажи и общественных библиотек.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - писатель, драматург, военный и земский врач, актер, режиссер. Его прозаические произведения «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Театральный роман» («Записки покойника») и др., а также пьесы - «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Кабала святош» («Мольер») вошли в Золотой фонд классической русской литературы.