Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Часовник. [М.]: Московская старообрядческая книгопечатня, 1909. Печать на церковно-славянском языке. Посвящение З.А.Бугровой. Подносной экземпляр в переплете в стиле старопечатных книг XVI-XVII в.в.: доски в коже со сплошным золотым тиснением. Редкость.

Автор: Без автора.
Год издания: 1909


Часовник. [М.]: Московская старообрядческая книгопечатня, 7417 (18.04.1909). [1], 4, 309, 60, [2] л. 23 х 17,8 см. Печать в две краски на церковно-славянском языке. Заставки, концовки, инициалы выполнены в технике ксилографии. Посвящение З.А.Бугровой. Подносной экземпляр в переплете в стиле старопечатных книг XVI-XVII в.в.: доски в коже со сплошным золотым, цветным и блинтовым тиснением на крышках и корешке. На верхней крышке над и под прямоугольным средником в картушах тиснение вязью: «Книга глаголемая». Литые застежки и спеньки желтого металла, застежки с растительным орнаментом и покрытием эмалью. Тканевые муаровые форзацы. Тройной золотой обрез с чеканом. Отличная сохранность. Первый лист блока из иной, отличающейся от всех остальных листов, белой бумаги. На нем типографский набор кириллическим шрифтом серебряной краской: «Ревнительнице древле-православной веры Зиновии Александровне Бугровой. Основатели первой «Московской старообрядческой книгопечатни» посвящают почтительнейше свой труд». Редкость.


Текст книги перепечатан с издания Часовника, вышедшего на Московском печатном дворе 22 марта 7160 г. (1652). Но в него был внесен ряд дополнений: келейное правило и 11 канонов (архангелам, Иоанну Предтече, честному кресту, апостолам, Николе Чудотворцу, всем святым, Всемилостивому Спасу, за творящих милостыню, за боляших, на исход души, за единоумершую).

Зиновия Александровна Бугрова (?-1916) - младшая сестра выдающегося старообрядца-беглопоповца, промышленника-миллионера и крупнейшего благотворителя, купца первой гильдии, коммерции советника Николая Александровича Бугрова (1837-1911). Н.А.Бугров был богатейшим финансистом Нижнего Новгорода, тесно общался с императором Николаем II, министрами С.Ю.Витте и К.П.Победоносцевым. Его главным источником доходов были хлебные поставки в армию. Н.А.Бугрову принадлежали пароходства и паровые мельницы. Он строил школы, санатории, больницы, богадельни. Зиновия Александровна замуж не выходила, следила за домом и хозяйством брата, помогала вести коммерческие дела, была пайщицей некоторых его предприятий, вероятно, активно занималась благотворительностью в пользу церквей и типографии беглопоповского согласия, в результате чего и заслужила посвящения в издании.

Московская старообрядческая типография была создана в 1908 г. старообрядцами беглопоповского согласия. Для организации ее работы и распространения книг был основан торговый дом «Л.М.Орлов-Житков, Л.А.Мелехонов и Ко». С первых месяцев работы они приобрели новейшую технику. Типография располагала своей литографической мастерской, копировальными машинами, а трудились в ней опытные мастера. В 1910 г. печатня была награждена Большой Серебряной медалью на выставке в Екатеринославе «за изящество и стильность изданий при недорогой цене». Заведующим типографией был мещанин г.Инсара Пензенской губернии Иван Никифорович Красильников. Книгопечатня располагалась по адресу: Лялин пер., 6, д. Емельянова; имела свой собственный магазин, находившийся на Бубновской площади, в Иконном ряду. 1 марта 1911 г. владельцы типографии открыли собственную переплетную мастерскую. В этом заведении активно практиковалась печать некоторых книг на пожертвования заказчиков, которые финансировали издание. Вероятно, З.А.Бугрова оплатила представленное издание «Часовника».
     

Часовник. М.: Московская старообрядческая книгопечатня, 1911 (22.06.7419). Печать в две краски на церковно-славянском языке. Заставки, концовки, инициалы. В издательском цельнокожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1912


Часовник. М.: Московская старообрядческая книгопечатня, 1911 (22.06.7419). [1], 3, 309, 81, [1] л. = 395 л. 23,4 х 18,2 см. Печать в две краски на церковно-славянском языке. Заставки, концовки, инициалы выполнены в технике ксилографии. Текст перепечатан на бумаге верже с издания, выпущенного на Московском печатном дворе в царствование Алексея Михайловича и при святейшем патриархе Иосифе. В издательском цельнокожаном переплете на досках со сплошным блинтовым тиснением на крышках, блинтовым и золотым тиснением между бинтами на корешке. Сохранены литые спеньки и застежки желтого металла с растительным и глазковым орнаментом. Отличная сохранность.


Часовник – одна из важнейших книг в православии. Эта книга содержит неизменяемую часть любого богослужения, которой являются службы суточного цикла. В до-петровскую эпоху Часовник имел двойную функцию. С одной стороны, это сборник служб, читаемых ежедневно: павечерница, полунощница, утреня, часы с первого по девятый и др. Если человек не мог ходить на службу в церковь или не имел других книг, он мог дома читать из Часовника молитвы в соответствии со временем суток. Особенно востребована эта книга была среди чернецов и старообрядцев соборных вплоть до конца ХХ века.

С другой стороны, Часовник был первой обязательной книгой в процессе обучения грамоте в до-петровской России. Обычно ребенка начинали учить читать с 6-7 лет. Сначала каждый учащийся выучивал Азбуку, потом переходил к Часовнику. Обучение заканчивалось для большинства Псалтырью, но могло и продолжиться Апостолом. Большинство тех, кто проходил эту недолгую школу, знали Часовник и Псалтырь наизусть. Считалось, что после этого человек может осваивать книжную и богословскую премудрость самостоятельно.

Часовники в первой половине XVII в. издавали чаще, чем любые другие книги, но до нас сохранилось из них очень малое число экземпляров. Книга все время использовалась владельцами для домашней молитвы и в течение нескольких поколений полностью зачитывалась.

В Московской старообрядческой типографии до настоящего издания Часовник с дополнениями был издан в апреле 1909 г. малым тиражом, видимо, на пожертвования представительницы богатейшего нижегородского старообрядческого купеческого рода З.А.Бугровой. Дополнения включали: келейное правило, каноны (Иисусу, Богородице, Благовещению, Богородице Одигитрии, ангелу хранителю, архангелам, Иоанну Предтече, Честному Кресту, апостолам, Николе Чудотворцу, всем святым, Всемилостивому Спасу, за творящих милостыню, за боляших, на исход души, за умерших и единоумерших), спальные молитвы, святцы, зрячую пасхалию до 1943 г. (7451). Текст книги тогда был перепечатан с издания Часовника, вышедшего на Московском печатном дворе 22 марта 7160 г. (1652). В настоящем издании текст Часовника с дополнениями повторен, но зрячая пасхалия увеличена до 2019 г. (7527) и исчез текст выхода первоначального до-никоновского издания, которое было взято за образец.

Московская старообрядческая типография была создана в 1908 г. старообрядцами беглопоповского согласия. Для организации ее работы и распространения книг был основан торговый дом «Л.М.Орлов-Житков, Л.А.Мелехонов и Ко». С первых месяцев работы они приобрели новейшую технику. Типография располагала своей литографической мастерской, копировальными машинами, а трудились в ней опытные мастера. В 1910 г. печатня была награждена Большой Серебряной медалью на выставке в Екатеринославе «за изящество и стильность изданий при недорогой цене». Заведующим типографией был мещанин г.Инсара Пензенской губернии Иван Никифорович Красильников. Книгопечатня располагалась по адресу: Лялин пер., 6, д. Емельянова; имела свой собственный магазин, находившийся на Бубновской площади, в Иконном ряду. 1 марта 1911 г. владельцы типографии открыли собственную переплетную мастерскую. В этом заведении активно практиковалась печатать некоторых книг на пожертвования заказчиков, которые финансировали издание.