Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Димитрий Ростовский. Летопись иже во святых отца нашего Димитрия ... чудотворца, сказующая Деяния от начала Миробытия до Рождества Христова, собранная из Божественнаго писания ... 2 части. Спб., 1796. В современном цельнокожаном переплете. Редкость.

Автор: Димитрий Ростовский, св.
Год издания: 1796


Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский. Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая Деяния от начала Миробытия до Рождества Христова, собранная из Божественнаго писания, из различных Хронографов и Историографов Греческих, Славенских, Римских, Польских, Еврейских и иных, с присовокуплением богоугоднаго жития сего Святителя, духовной грамоты, келейных записок и гравированнаго его портрета. Вторым тиснением, с настоящаго подлинника писаннаго собственною Святителя рукою, издал Василий Сопиков. Напечатано с рассмотрения и дозволения Святейшаго правительствующаго Синода. 2 части. Спб., при Императорской Академии Художеств, 1796. 11,7 х 12,9 см. Портрет святого гравирован Г.Харитоновым. Первое издание было почти целиком конфисковано в 1787 г., по причине того, что оно было осуществлено Н.Новиковым. В современном цельнокожаном переплете, стилизованном под переплет конца XVIII века, с золотым тиснением на корешке и по периметру крышек. Тройной тонированный обрез. Отличная сохранность. Редкость.

Часть первая. XVI, 56, 328 с.; 1 л. портр.
Часть вторая. [2], 418 с.

Библиография: Сопиков, 6082; Ровинский. Словарь портретов. I, стлб. 699, № 19; Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в. 1725-1800. М., 1962, № 1894.


Талантливый воспитанник Киево-Могилянской академии святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) прославился среди современников как незаурядный оратор, полемист, богослов, историк, философ и поэт. Его произведения стали яркими образцами литературного творчества переходной Петровской эпохи. Петр I, зная большую образованность, литературные дарования и склонность к научному труду Димитрия, лично вызвал его в Москву зимой 1701 г. для поставления в митрополиты. Спустя год митрополит Димитрий занял Ростово-Ярославскую кафедру.

Представленная книга, получившая в науке краткое наименование «Келейный летописец», стала одним из самых ярких произведений петровского времени. Она занимает самое важное место в литературно-историческом наследии св. Димитрия Ростовского. В свое время этот незаконченный трактат вызывал большой интерес и служил предметом самых горячих споров еще при жизни автора. В то время большие отрывки этого сочинения ходили в Москве во множестве списков. Значение "Келейного летописца" подчеркивает тот факт, что ни одно другое произведение той эпохи не было так же часто копируемо современниками. Число известных в наше время списков достигает нескольких сотен. «Келейный летописец» хоть и был направлен отчасти против староверов, но пользовался и у них неизменной популярностью. Книга также получила распространение за границей.

Дмитрий Ростовский уделял большое внимание изучению церковной и ветхозаветной истории и созданию исторических сочинений. Он собирал исторические труды и летописи, поручал переписывать хронографы, в частности, Хронику Псевдо-Дорофея Монемвасийского, принадлежавшую Московскому печатному двору. В его домашней библиотеке среди книг светского содержания преобладали труды по истории.

Книга представляет собой компиляцию преимущественно из библейских текстов, трудов по Всемирной истории и толкований, опирающихся на работы католических (иезуитских) и протестантских экзегетов и проповедников, а также польских историков: М.Буцера, М.Стрыйковского, Геродиана, Георгия Кедрина и др. Димитрий Ростовский использовал для создания своей книги очень разнообразный круг источников, которые часто заказывал купцам и переводчикам доставить из-за границы. Мало кто из его современников мог похвастаться такой же осведомленностью в переводной литературе. Он обращался к текстам «Летописца Еллинскомого и Римскомго», «Руна...» и «Книги житий...», использовал Пролог, Диоптру, Лимонарь, Синопсис Иннокентия (Гизеля) и др. Едва ли не впервые на Руси святитель Димитрий озвучил идеи английского гуманиста и философа Френсиса Бэкона. Кстати, некоторые современники обвиняли духовного иерарха в ереси и расколе за использование мыслей и концептов, возникших на католическом и протестантском Западе.

Судя по личным высказываниям св. Димитрия, он писал Летописец изначально для себя, чтобы усвоить и согласовать между собой канву библейских событий, а затем стал ориентировать его на своих учеников в Ростовском училище. Целью труда в конечном итоге стало ясное изложение событий ветхозаветной истории для духовенства и простых людей. Основными читателями «Келейного летописца» должны были стать проповедники. В книге давались образцы использования ветхозаветных историй при составлении поучений к праведной жизни. Главная новизна сочинения состояла в том, что эти библейские истории и события были удачно адаптированы к контексту петровского времени. Автор ищет аналогии в современности и толкует события Библии аллегорически. Каждый факт Библии - это аналог каких-то событий в современности, дающий образец поведения. Много сведений писатель сообщает о своем времени и высказывает мнения о различных ситуациях и процессах современности, в том числе весьма критичные. Иногда святитель намекает на деятельность Петра I, подвергая критике «сущих на владетельствах», которые «вельми согрешают… и безгрешных осуждают вместо грешных». Характерная особенность "Келейного летописца" - это его неразрывная связь с действительностью. Такая связь придавала произведению необычайную публицистическую остроту.

«Летописец» открывается «Известием о несогласном числении лет», в котором говорится о разных способах перевода дат от сотворения мира в даты от Рождества Христова, затем следует «Хронология», содержащая таблицы, в которых соотносятся часто противоречивые сообщения источников. Русские хронографы, греческие и латино-польские хроники не согласовались ни со славянским переводом Библии, ни друг с другом. «Хронология» св. Димитрия носила еще и полемический характер, будучи направленной против старообрядцев.

Димитрий Ростовский помещает философские размышления о зависти после рассказа о Каине и Авеле, о вечности и о кратковременности человеческой жизни по случаю первого «кругов небесных не равнотекущих соравнения», о покаянии после откровения, данного Адаму ангелом, о молитве после статьи о Енохе, о вреде «содружества со злыми человеки» после упоминания о смерти Сифа, о земледелии и о благородстве по поводу «изобретения» Ноем плуга и хлебопашества. Так события Библии становились актуальны для современности.

Димитрий Ростовский стремился показать, что высокие душевные качества человека являются результатом родительского воспитания, личного упорного труда и нравственного подвига. В «Келейном летописце» прославляется моральная красота человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим.

Незадолго до своей смерти Дмитрий Ростовский просил одного из своих друзей, который был постоянным читателем и критиком произведений писателя, чтобы он не давал "Келейный летописец" всем без разбора не только переписывать, но и читать. Причиной осторожности послужило то, что Дмитрий, поддерживая в целом реформы Петра I, в конце жизни сблизился со сторонниками царевича Алексея и сопротивлялся вмешательству государства в дела церкви. В книге есть места, направленные против проводимой Петром I политики секуляризации церковной собственности.

В первом издании этого труда, осуществленном Н.И.Новиковым в 1784 г. во время царствования Екатерины II, которая провела секуляризацию церковного землевладения, по цензурным соображениям был пропущен рассказ об отнятии церковных имуществ, о котором Дмитрий прямо заявлял, «яко должны суть люди мирстии подаяти в церковь на препитание слуг божиих, а не отнимати». Актуальность этой статьи была настолько велика, что один из преемников Дмитрия по Ростовской кафедре Арсений Мацеевич за подачу в Синод двух писем против секуляризации был лишен епархии и заточен в крепость. Вместе с другими изданиями Новикова 1184 экземпляра «Летописца» в 1787 г. были изъяты из книготорговых лавок. В то время стандартный тираж составлял 1200 экземпляров, так что можно считать, что первое издание книги практически не увидело своего читателя.

Взгляды св. Димитрия, выраженные в "Келейном летописце", были близки духу просветительской деятельности Н.И.Новикова, который одним из первых осознал то большое значение, которое сыграли в деле просвещения России труды Димитрия Ростовского. Второе издание с поправками и дополнениями, сопровождавшееся Житием св. Димитрия, вышло сразу после смерти Екатерины II в 1796 г. Издание было осуществлено с авторской рукописи, на что указывает наличие маргиналий, дающих ссылки на источники «Летописца», в основном западные.

Димитрий Туптало (1651-1709) - святой, митрополит Ростовский, церковный писатель, один из образованнейших людей своего времени. Родился близ Киева, в 11 лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где учился в 1662-1665 г.г., рано принял монашество. В 1684 г. в Киеве Димитрий приступил к составлению житий святых - Четьих Миней, и вел эту работу в течение 20 лет, издавая их отдельными томами. Он был также искусным проповедником. В 1702 г. Димитрий был назначен митрополитом в Ростов, где много сделал для просвещения местной паствы и клира: учредил школу для детей всех сословий, ввел в учебный курс греческий и латинский языки. Мощи Димитрия Ростовского были открыты в 1752 г., а в 1757 г. он был канонизирован.