Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Филарет Гумилевский (архиеп.). Жития Святых подвижниц Восточной церкви. С изображениями святых подвижниц академика Ф.Г.Солнцева. Спб., 1898. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский
Год издания: 1989


Филарет Гумилевский. Жития Святых подвижниц Восточной церкви. Издание третье. С изображениями святых подвижниц академика Ф.Г.Солнцева. Спб., издание книгопродавца И.Л.Тузова, 1898. VI, 7-260, XXXVIII, [6] с., с илл. 23,7 х 15,1 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


Архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (Дмитрий Георгиевич Гумилевский; 1805-1866) - выдающийся историк церкви и богослов, библиотекарь Московской духовной академии, профессор, ректор, принадлежит к числу замечательных представителей русской богословской и церковно-исторической науки XIX века, святитель. С детства проявлял выдающиеся умственные способности и душевные качества. Постригся в монахи в 1829 г., сразу же после окончания Московской Духовной академии. Московский митрополит Филарет дал ему свое монашеское имя. Такой случай был беспрецедентным. Уже тогда знаменитый московский святитель видел в молодом монахе своего будущего преемника. В начале 1832/1833 учебного года по воле Московского святителя Филарет был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия. 1 мая 1833 г. он был утвержден в должности инспектора Академии, стал цензором, а с 1835 г. – ректором Московской духовной академии. Назначен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. Рукоположен в сан епископа на Рижскую кафедру, где основная трудность состояла в конкуренции с протестантизмом, а оттуда в 1848 г. переведен на кафедру в Харьков. С 1859 г. архиепископ Черниговский и Нежинский. Преосвященный Филарет состоял членом Общества истории и древностей российских, действительным членом Императорского Русского Географического общества, почетным членом Харьковского университета, почетным членом Императорского Русского Археологического общества. Он имел очень широкую сферу научных интересов и везде стремился быть лучшим. Этому способствовала его удивительная работоспособность. Современники говорили, что даже во сне он занимался решением какой-нибудь задачи, спал очень мало, а ночью мог проснуться и отправиться работать в библиотеку. Много сил и средств Филарет уделял благотворительности и помощи нуждавшимся. Во время эпидемии холеры 1866 г. он ездил по епархии, ободряя и помогая своей пастве, в результате чего сам заразился и умер.

Архиепископ Филарет явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной академии, кто сделал эту дисциплину интересной и увлекательной для студентов. С назначением на кафедру профессора церковной истории в короткий срок он сумел изменить отношение к своему предмету. В отличие от предшественников, практически не занимавшихся собственными исследованиями, он сам стал работать над церковной историей, придав своим лекциям увлекающий интерес, и тем вызвал живое отношение к церковно-исторической проблематике у своих слушателей. Он вдохновил на изучение истории церкви таких впоследствии знаменитых историков, как профессор А.В.Горский, К.И.Невоструев и Е.Е.Голубинский. С профессора Филарета (Гумилевского) начинается в русской церковно-исторической науке критическое источниковедение. Дар владыки Филарета как ученого выразился не только в изображении исторических событий, но и в изучении и сопоставлении источников.

В настоящем издании представлены жития подвижниц Александрии, Верхнего Египта, Палестины, Сирии, Малой Азии, Константинополя и Эллады. Обозрение святых подвижниц Востока ограничено X веком. Ф.Гумилевский отмечает, что разницы между мужчиной и женщиной в Иисусе Христе нет - для всех готова небесная помощь, но остается разница между организацией разных полов, требующая разных приемов спасения. Поэтому жития святых подвижниц могут быть особенно полезны для дев и женщин, по ним они могут сверять свою жизнь с образцами и брать уроки для своих частных состояний.

Высокая и живительная нравственная борьба подвижниц, подающая пример духовной жизни не только женщинам, но и мужчинам, была описана Филаретом легко и включила общих для православия и местно чтимых святых. Эта книга явилась одной из первых работ духовного содержания, в которой был применен серьезный критический анализ житийных источников с точки зрения исторической достоверности. Издание сопровождается обширными примечаниями, помещенными в конце книги. Путем сравнения разных списков житий автор стремился восстановить наиболее древнюю, неискаженную редакцию. Академик Ф.Г.Солнцев, крупнейший специалист по художественной археологии, снабдил издание рисунками с изображениями святых.