Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гарин [Михайловский] Н. По Корее, Манчжурии и Ляодунскому полуострову: Карандашом с натуры. Спб., 1904. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Гарин [Михайловский] Н.
Год издания: 1904


Гарин [Михайловский] Н. По Корее, Манчжурии и Ляодунскому полуострову: Карандашом с натуры. Спб., издание товарищества "Знание", 1904. 384, [2] с. 19,8 х 13,9 см. Прижизненное издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Экспедиция 1898 г., в которой принимал участие Николай Георгиевич Михайловский, пролегала из Москвы по железной дороге через Челябинск, Омск, всю Сибирь, пароходом до Владивостока, а затем к Корее и Манчжурии до Порт-Арутура. Дальнейший путь был намечен от Шанхая к Японии, Сандвичевым островам, морем - к Сан-Франциско и Нью-Йорку. Последняя часть кругосветного путешествия, которое Н.Г.Михайловский планировал совершить уже самостоятельно, пролегала по Европе, откуда планировалось возвращение в Петербург. В этот период он вел подробный литературный дневник, который был впервые опубликован в 9 номерах журнала «Мир Божий» в 1899 г. под общим названием «Карандашом с натуры». Единственное самостоятельное издание книги относится к 1904 г. В дальнейшем, начиная с 1914 г., книга не раз переиздавалась в составе собраний сочинений автора.

Н.Г.Михайловский руководил той партией экспедиции, которой было поручено исследовать устья и верховья реки Туманная (в дореволюционной традиции - Туманган, в настоящее время течет на границе между Китаем и КНДР), район, прилегающий к вулкану Пектусан и верховья реки Амнокан (корейское название реки, которая в русской традиции называется Ялуцзян).

Соединение отряда Н.Г.Михайловского с партией начальника экспедиции Александра Ивановича Звегенцева состоялось в корейской провинции Янгадо, близ города Хепсан (у Михайловского - Капсан). Под руководством Н.Г.Михайловского находилось трое отставных русских солдат, которые обороняли группу в случае нападения китайских разбойничьих банд хунхузов, терроризировавших население и проезжих путешественников вдоль всей китайско-корейской границы. Кроме того, в составе партии Н.Г.Михайловского были переводчики, в частности кореец П.Н.Ким, учитель по специальности, и один подданный Китая, которого русские члены экспедиции прозвали Василием Васильевичем. В проводники нанимались, как правило, местные корейцы.

В кратере вулкана Пектусан было обнаружено одноименное озеро, для исследования которого отряд Н.Г.Михайловского выполнил крайне трудный и опасный спуск. В кратере вулкана удалось заснять контуры озера, замерить его глубину. Из-за сложного подъема лодку и инструменты для исследования пришлось оставить. Ближайшую ночь экспедиция провела под открытым небом, рискуя из-за похолодания и разыгравшейся непогоды, однако в этот раз все обошлось благополучно. На дальнейшем участке пути Н.Г.Михайловский отказался от первоначального маршрута из-за нападения хунхузов, походивших к концу запасов и измученных лошадей. Он предпочел передвижение на плоскодонной лодке по реке Амнокан с экипажем из 4-х китайцев. По восточному побережью Ляондуского полуострова члены экспедиции передвигались в китайской двуколке, пока не достигли первого русского города Бицзыво, а через два дня и Порт-Артура. На протяжении всего пути производилась съемка местности, барометрическая нивелировка, астрономические наблюдения, что позволило создать подробную карту маршрута.

В своей книге Н.Г.Михайловский высоко оценил корейцев, их честность, интеллектуальные и моральные качества. За все путешествие не было ни одного случая, чтобы кореец не сдержал своего слова или солгал. Повсюду экспедиция встречала теплое и радушное отношение. Н.Г.Михайловский много писал о русской части маршрута, которая далась большой кровью из-за плохих погодных условий и невероятной дороговизны перекладных лошадей, общие расходы на которых вдвое превысили цену за билет в первый класс поезда по тому же маршруту.

Книга богата и разговорами, которые вел на протяжении всего маршрута Н.Г.Михайловский с местным населением. Всего им было собрано около 100 корейских сказов, большая часть которых была опубликована. Некоторые сказки Н.Г.Михайловский отказался записывать «из-за их чудовищной нецензурности». В конце своего 45-ти дневного путешествия он так проникся корейским фольклором, что был в состоянии сочинять такие сказки, в подлинность и аутентичность которых были готовы поверить и сами корейцы.

Дальнейшая часть кругосветного путешествия Н.Г.Михайловского пролегала через Шанхай, где ему удалось познакомиться с начальником русской почтовой конторы, сопровождавшего его по городу. В Шанхае он купил билет на океанский пароход, дважды заходивший в порты Японии, где смог оценить качество японской узкоколейной железной дороги, наблюдал из окна вагона поля японских крестьян «с игрушечными участками с поразительной обработкой». Он побывал «на заводах и в мастерских железных дорог и уже как специалист мог убедиться в поразительной настойчивости и самобытной талантливости японских техников и мастеров. Как рационально приспособились они ко всему своему железнодорожному делу, на какую коммерческую ногу поставили его». Конечным пунктом путешествия через Тихий океан был Сан-Франциско.

Через Атлантический океан он путешествовал на лайнере «Лузитания», где был неприятно разочарован обсуждением Фашодского инцидента, вследствие которого Англия и Франция оказались на пороге войны из-за спора вокруг африканских колоний. Большая часть попутчиков Н.Г.Михайловского оказалась англичанами, которые разделяли милитаристский настрой, говорили о необходимости войны и превосходстве англосаксов над другими нациями, что произвело на автора гнетущее впечатление. Поездка в Лондон и Париж была максимально сокращена, чтобы скорее вернуться домой, в Россию.

По результатам экспедиции ее руководитель, Александр Иванович Звегинцов, офицер и путешественник, был награжден орденом св.Владимира 4-ой степени. Самого Н.Г.Михайловского после публикации частей его дневника в журнале «Мир Божий» пригласили для знакомства с Августейшим семейством.

Николай Георгиевич Михайловский (1850-1906) по основной специальности был инженером-путейцем. Он окончил Институт путей сообщения в Петербурге в 1878 г., работал на строительстве крупнейших железных дорог: Сибирской, Батум-Самтредиа (Поти-Тифлисской) и других, где проявил себя как талантливый инженер, способный организовать строительство высокого качества, сэкономив при этом миллионы из государственной казны. Честность и принципиальность Н.Г.Михайловского были широко известны, но не принесли ему популярности среди железнодорожников. Дважды он был вынужден покинуть пост начальника строительства железных дорог и дважды возвращался, но не смог смириться с царившими там хищениями и произволом и решил отправиться в кругосветное путешествие. В студенческие годы он пробовал себя как писатель, но, не найдя возможности опубликоваться, забросил это занятие почти на 15 лет. Первые его работы были опубликованы в 1892 г. и почти все из них носили документальный характер. Будучи известным автором художественных произведений, большая часть которых была опубликована под псевдонимом Н.Гарин, он не перестал выступать как публицист, печатал множество заметок о необходимости более плотной и дешевой сети узкоколейных железных дорог, но не нашел поддержки. Н.Г.Михайловского много привлекали для работы местные органы самоуправления (Казанское, Вятское, Костромское, Волынское земство). В свободное время он жил в Самаре, где в 1895 г. познакомился с М.Горьким, а через него и с широким кругом революционеров. Наиболее известным и признанным произведением Н.Гарина явилась тетралогия, охарактеризованная критиками как «целая эпопея» русской жизни: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1907). Она посвящена судьбам молодого поколения «переломного времени», в котором главный герой под влиянием национальной среды отказывается от нигилистических утопий. Сам Н.Г.Михайловский тоже проделал в своих убеждениях длинный путь от народника, сторонника общины до социалиста. В 1905 г., будучи уже состоявшимся автором, он примкнул к РСДРП.