Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гефсиманский скит и пещеры при нем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1899


Гефсиманский скит и пещеры при нем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная типография, 1899. 178, III с.; 14 л. илл. 24,4 x 16,7 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 65-289.


До 1917 г. в России вышло несколько публикаций, посвященных Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой Лавры и его знаменитым пещерам. Среди них всех наибольшей полнотой сведений выделяется изданное в 1899 г. историческое описание «Гефсиманский скит и пещеры при нем». Книга была написана с привлечением писем митрополита Филарета (Дроздова) к наместнику Лавры архимандриту Антонию, а также на основе архивных документов, связанных с постройкой в 1886-1897 г.г. Черниговского храма на территории скита.

Основание Гефсиманского скита произошло в 1843-1844 г.г., когда из села Подсосенья в урочище Корбуху была перенесена старинная деревянная Успенская церковь. Основание Черниговского скита принято относить к 1847 г., когда известный московский юродивый Филиппушка переселился из лаврского Гефсиманского скита в Исаковскую рощу и начал копать там пещеры. Но еще с 1845 г. на этом месте возводились деревянные кельи – «пустыньки», в которых селились члены братии разросшегося Гефсиманского скита, стремившиеся к особенно строгому безмолвию и молитвенному уединению. Гефсиманский скит находится в двух верстах от Лавры. Большой вклад в появление скита внес наместник Лавры преподобный Антоний (Медведев), а также святитель Филарет Московский, давший благословение на основание скита.

В настоящем издании рассказывается о том огромном духовном значении, которое имел Гефсиманский скит для многих верующих людей. Днем и ночью в ските без остановки вычитывали Псалтырь. Юродивый «Филиппушка» стал основателем пещерного отделения при Гефсиманском ските. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 г. сооружать пещеры наподобие пещер Киево-Печерской Лавры. Каждый приходивший сюда инок тоже выкапывал себе келью. Зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками. В самой большой пещере была устроена церковь во имя архангела Михаила. Впоследствии пещеры были обложены кирпичами. С тех пор сюда стекались тысячи верующих. В пещерах подвизались некоторые выдающиеся подвижники. Среди них старец Варнава Гефсиманский, обладавший даром прозорливости и исцелений от недугов. По свидетельствам, ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек. В 1905 г. его посетил император Николай II со своим семейством.

В книге приводится история появления в ските прославленной иконы. В 1851 г. в пещерную церковь во имя архангела Михаила была пожертвована Черниговская икона Божией Матери, которая в 1869 г. явилась чудотворной и была прославлена в Русской Православной Церкви с именем Черниговско-Гефсиманской (празднование 1 (14) сентября). В 1873 г. Пещерное отделение Гефсиманского скита стало центром московского стаpчeства. В 1893 г. был освящен в Пещерном отделении собор в честь новопрославленной Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери.

В 1919 г., после закрытия Лавры, братия переселилась в Гефсиманский скит. Пещерное отделение было закрыто в 1921 г., а спустя несколько лет ликвидировали скит. В 1950-е г.г. строения Гефсиманского скита были взорваны, до наших дней уцелело только Пещерное отделение. Таким образом, настоящее издание с помещенными в нем снимками строений на территории скита является одним из ценных источников для историко-церковных изысканий, позволяющих увидеть скит в его первозданном виде. На снимках запечатлены общий вид скита, храм Успения Богородицы, Трапезная церковь и другие памятники. Безвозвратно разрушен скитский некрополь, на котором были похоронены известные философы К.Леонтьев и В.Розанов.

Интересно, что на месте Гефсиманского скита на протяжении нескольких десятилетий находился летний дворец, в котором останавливались и развлекались проезжавшие мимо высочайшие особы. Скит получил свое название в связи с тем, что недалеко от Лавры уже существовала обитель, носившая название Вифанской. В историческом очерке скита подробно описан день его освящения, рассказывается о его внутреннем устройстве. Приведено описание скита, принадлежащее известному путешественника по святым местам А.Н.Муравьеву. Речь идет обо всех особых достопримечательностях и святынях храма во имя Черниговской иконы Божией Матери, Успенского скитского храма, места упокоения митрополита Филарета, а также монашеском подвиге наиболее заметных подвижников скита, в том числе блаженного «Филиппушки», схимонахов Харитона и Матфея, отца Александра-затворника, старцев Феодота и Тихона. Освещены особенности богослужения Гефсиманского скита и пещерного отделения. Описаны скитская часовня в Москве и кельи при ней.