Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Граф Ф.Толстой. С фотографии Деньера. - Лист из издания А.Э.Мюнстера «Портретная галерея русских деятелей» (Спб., 1864-1869). Литография в паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Мюнстер А.Э.
Год издания: 1864


Граф Ф.Толстой. С фотографии Деньера. - Лист из издания А.Э.Мюнстера «Портретная галерея русских деятелей» (Спб., 1864-1869). Литография в паспарту. Размеры оттиска: 26,2 х 19,2 см. Размеры в паспарту: 42,5 х 35,4 см. Отличная сохранность.


Федор Петрович Толстой (1783 - 1873) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства, граф. Очень рано проявил любовь и необыкновенную способность к рисованию. Окончил полоцкий иезуитский коллегий, морской кадетский корпус. Начав в 1802 г. службу мичманом, уже в 1804 г. вышел в отставку. Посещал Академию Художеств в качестве вольнослушателя, учился ваянию и медальерному искусству. Усердная работа в академических классах, изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I, который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером. В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1828 г. Ф.П.Толстой назначен ее вице-президентом, в 1840-х гг. становится профессором медальерного искусства и скульптуры.

В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь. В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества. В своих работах он стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы.

Талант графа Толстого ярче всего проявился в медальерных работах, например, в двадцати медальонах с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 годов, двенадцати подобных же медальонах в память персидской и турецкой войн 1826 - 1829 годов и многих других. К работам того же рода относятся четыре барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера. Наиболее значительные скульптурные произведения графа - четыре главные и восемь побочных входных дверей московского храма Христа Спасителя, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из люпинов. Он также исполнил бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статую нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.

Ф.П.Толстой создал иллюстрации к поэме И.Ф.Богдановича "Душенька". Для нее он нарисовал и награвировал 63 листа большого формата. Образцом его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей.

Александр Эрнестович Мюнстер (1824–1908) — петербургский литограф, издатель. Среди литографированных изданий, выполненных в его мастерской, был знаменитый «Русский художественный листок» В.Ф.Тимма. «Портретная галерея …» - одно из самых масштабных и исторически значимых произведений литографа. Она объединила в себе более 200 портретов и биографий русских деятелей, на разных поприщах и в разное время прославивших Россию. Под каждым портретом помещалось факсимиле автографа исторического деятеля, изображенного на портрете. Портреты были литографированы по рисункам таких выдающихся художников, как Зичи и Микешин.